Американцы сбросили и Сомали на Турцию наша корреспонденция
Icma.az сообщает, основываясь на информации сайта Haqqin.
Как уже сообщал haqqin.azадминистрация президента Дональда Трампа приняла решение приостановить финансовую помощь Сомали, предоставляемую через Агентство США по международному развитию (USAID). Одновременно было свёрнуто содействие элитным подразделениям вооружённых сил Сомали, которые на протяжении многих лет опирались на военную и финансовую помощь США и Турции. Эти шаги серьёзно ослабили возможности правительства в Могадишо, особенно учитывая его высокую зависимость от внешней поддержки.
В результате в центральных районах страны вновь активизировалась исламистская радикальная группировка «Аш-Шабаб», связанная с международной террористической сетью «Аль-Каида». В апреле боевики начали массированное наступление в регионе Средняя Шабелле (входит в состав федерального штата Хиршабелле). В ходе ожесточённых боёв с нанесением авиаударов правительственные войска были вынуждены отступить, потеряв стратегически важные населённые пункты к югу от столицы страны.
В центральных районах страны вновь активизировалась исламистская радикальная группировка «Аш-Шабаб», связанная с международной террористической сетью «Аль-Каида»
Ухудшение ситуации на местах вызвало серьёзную обеспокоенность в Турции — одном из главных партнёров Сомали. В марте президент Сомали Хасан Шейх Махмуд посетил Анкару, где провёл закрытую встречу с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом, в которой также участвовал министр обороны Турции Яшар Гюлер. Хотя содержание переговоров официально не разглашалось, в прессу просочились сообщения о планах Анкары усилить антитеррористическую поддержку Сомали.
В рамках этих мер Турция направила на расположенную неподалёку от Могадишо военную базу «Тюрксом» дополнительно 500 военнослужащих, тем самым удвоив численность турецкого контингента на базе.
Основные задачи турецкого контингента включают охрану базы, управление беспилотными летательными аппаратами, предоставленными Турцией, а также обеспечение безопасности стратегически важных объектов, включая аэропорты.
В последние месяцы к ранее использовавшимся разведывательно-ударным дронам Bayraktar TB2 были добавлены два тяжёлых ударных беспилотника Akıncı, способных выполнять длительные операции на большой высоте и в ночных условиях.
Основные задачи турецкого контингента включают охрану базы, управление беспилотными летательными аппаратами, предоставленными Турцией, а также обеспечение безопасности стратегически важных объектов, включая аэропорты
В то же время Турция не планирует в ближайшее время вступать в прямое вооружённое противостояние с «Аш-Шабаб», поскольку подобные действия требуют одобрения Великого национального собрания Турции (парламента). В настоящий момент турецкие силы ограничиваются охраной своих объектов и подготовкой сомалийского персонала. При этом не исключается возможность нанесения точечных ударов по позициям боевиков в случае угрозы национальной безопасности или по запросу сомалийской стороны.
Резкое наступление боевиков, по мнению аналитиков, стало прямым следствием ослабления центральной власти в Сомали после прекращения американской поддержки. В сложившемся вакууме «Аш-Шабаб» стремится вернуть утраченные позиции и расширить зону влияния.
Одновременно обсуждаются версии о возможной внешней поддержке группировки. Некоторые источники утверждают, что Иран, желая ослабить позиции Турции в регионе в ответ на её активную политику в Сирии, оказывает боевикам «Аш-Шабаб» через Йемен материально-техническую помощь. Упоминаются также Объединённые Арабские Эмираты, якобы действующие через частные структуры и наёмников, в том числе, на территории Сомали и Судана.
Есть сообщения, согласно которым Эфиопия, не имеющая выхода к морю и конкурирующая с Сомали за региональное влияние, может использовать «Аш-Шабаб» в своих целях. Источники в Сомали открыто обвиняют Аддис-Абебу в подстрекательстве и даже в координации атак.
Сотрудничество между Турцией и Сомали имеет глубокие корни и восходит к визиту президента Эрдогана в Могадишо в 2011 году в рамках гуманитарной инициативы
Также отмечается, что обострение борьбы за контроль над стратегическими районами Баб-эль-Мандебского пролива и акватории Аденского залива стало частью глобального соперничества между США и Китаем, что усилило давление на страны региона, включая Сомали.
Кроме того, стабильность в стране подрывает углубляющееся противостояние между президентом Хасаном Шейхом Махмудом и оппозиционными партиями. Существуют предположения, что часть оппозиции сознательно не препятствует действиям боевиков, рассчитывая ослабить позиции главы государства перед предстоящими президентскими выборами, намеченными на 2026 год.
Сотрудничество между Турцией и Сомали имеет глубокие корни и восходит к визиту президента Эрдогана в Могадишо в 2011 году в рамках гуманитарной инициативы. С тех пор отношения между странами значительно расширились и охватили ключевые сферы — от торговли до обороны.
Сегодня турецкие компании управляют международным аэропортом Могадишо, а государственные энергетические корпорации Турции при поддержке военно-морских сил страны ведут разведку углеводородных ресурсов как на суше, так и в территориальных водах Сомали. Официально Анкара взяла на себя обязательства содействовать охране морских рубежей африканского партнёра и участвовать в разработке его морских ресурсов.
На этом фоне активизация «Аш-Шабаб» представляет собой серьёзный вызов не только для Сомали, но и для Турции, которая последовательно усиливает военное и политическое присутствие в Африке. Конфликт вокруг Сомали всё в большей степени приобретает региональное и даже глобальное измерение, в котором переплетаются интересы самых разных держав — от Ирана и Эфиопии до США и Китая.


