Американские нефтегиганты усиливаются в Азербайджане мы спрашиваем, они отвечают
Icma.az информирует, ссылаясь на сайт Haqqin.
Развитие любого цивилизованного государства немыслимо без электроэнергии. Ну, а в XXI веке, когда ее колоссальные объемы необходимы, в том числе, для развития искусственного интеллекта, самым дешевым сырьем для производства энергии по-прежнему остается ископаемое топливо.
И государства, обладающие нефтегазовыми запасами, пользуются этой возможностью.
С приходом к власти в США нефтяного лоббиста Дональда Трампа, мировой топливно-энергетический сектор (ТЭК) переживает новые времена. При этом речь не только о торговой войне Дональда Трампа против Си Цзиньпина, обрушившей цены на нефть, хотя президент США и не вводил никаких тарифов против топливно-экономического комплекса.
Чего добивается Трамп?
Речь идет о том, что, почувствовав вкус власти, администрация Трампа ввела против таких европейских компаний-гигантов, как BP, Shell, Eni, французская M&P и испанская Repsol запрет на работу в территориальных морских углеводородных участках Венесуэлы. В связи с чем президент Николас Мадуро ввел в Венесуэле, благосостояние которой зависит исключительно от нефтяных доходов, чрезвычайное положение.
Международные аналитики считают, что сильнейшая неопределенность на мировом нефтяном рынке, создаваемая сегодня Белым домом, направлена на снижение мировых цен на нефть до уровня 40-50 долларов за баррель, что позволит нефтегазовой отрасли США пережить период перебоев и параллельно залить мир своей нефтью.
Эксперты ING считают, что рынок учитывает высокую вероятность рецессии мировой экономики, а потому, в случае усиления экономического противостояния между США и Китаем, страны ОПЕК+ могут приостановить намеченное на май увеличение поставок нефти на мировой рынок, чтобы «поддержать на плаву» приемлемые для производителей цены.
Что ожидает рынок нефти?
Лидер ОПЕК — Саудовская Аравия не заинтересована в низких ценах на нефть, поскольку это снижает ее доходы и угрожает реализации амбициозных многомиллиардных мегапроектов «Vision-2030».
Скорее всего, в ближайшее время пройдут консультации между ОПЕК+ и США, Канадой и рядом других экспортеров «черного золота», не входящих в сделку по нефти.
Обращает на себя внимание то, что полномочия США на так называемую «выдачу разрешений на работу в ТЭК» могут касаться любых недружественных Соединенным Штатам стран. А это значит, что любые компании в мире могут подвергнуться американским санкциям, как это произошло с Венесуэлой.
В связи с чем возникает вопрос: рискует ли Азербайджан оказаться в списке тех, на кого распространяется американская заморозка проектов в ТЭК?
Алиев ответил на все вопросы
Во многом на этот вопрос вчера ответил президент Ильхам Алиев.
«Нынешняя политика администрации президента США Дональда Трампа будет больше основываться на национальных интересах Америки, и я могу отметить, что очень прочные отношения с ними в настоящий момент важны для этого региона», — отметил 9 апреля глава государства, выступая в университете ADA на международном форуме «К новому миропорядку».
Подчеркнув, что Азербайджан является экономически сильной страной, обладающей энергетическими ресурсами и армией, доказавшей свою силу на поле боя, президент Алиева заявил:
«Поэтому мы можем быть очень важным партнером для Соединенных Штатов».
Напомним, что в отношении Азербайджана торговые тарифы, введенные США, составили минимум — лишь 10 процентов.
Более того, как стало известно редакции haqqin.az, американские компании хотят расширить сотрудничество с SOCAR и еще с осени 2024 года обсуждают соответствующие возможности.
Так, компания Chevron позвал SOCAR в проект «Тамар» в израильской экономической зоне Средиземного моря, в котором является оператором и располагает 25 процентами. Как уже сообщалось, SOCAR вошла в проект «Тамар» с долей 10 процентов.
Джон Ардил на переговорах с министром энергетики Азербайджана. Американцы снова рвутся в Азербайджан
А в марте текущего года Баку посетил вице-президент американского гиганта ExxonMobil Джон Ардил. Как сообщил haqqin.az информированный источник, стороны обсуждали возможность реализации проекта на суше Азербайджана.
Отметим, что ExxonMobil является участником проекта освоения блока каспийских месторождений Азери-Чираг-Гюнешли (АЧГ) с долей 6,79 процента.
Стоить также напомнить, что первыми компаниями, потянувшимися в Азербайджан после распада СССР, стали именно американские нефтегазовые гиганты — Ramco, Pennzoil, Exxon, Amoco и британская BP.
США всегда однозначно поддерживали Азербайджан в реализации его стратегии экспорта энергоносителей, выступая в числе инициаторов создания нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан и Южного газового коридора.
Как сообщили haqqin.az в руководстве BP, текущая нестабильная ситуация на мировом фондовом и нефтяном рынках не влияет на планы British Petroleum по проектам, которые реализуются в Азербайджане или вместе с SOCAR за рубежом.
«Мы следим за ситуацией в мире, но о заморозке каких-либо проектов пока не может быть и речи», — сказали корреспонденту haqqin.az в BP.
Подчеркнем также, что доля Азербайджана в общемировой добыче «черного золота» не превышает 0,8 процента. Что, впрочем, не помешало Азербайджану войти в список ведущих 25 стран мира по добыче нефти и газа, а также стать важнейшим поставщиком энергоресурсов в Европу и ряд других регионов планеты.


