Азербайджан Албания и геополитика доверия Когда расстояние не помеха
Icma.az, ссылаясь на сайт Caliber.az, передает.
Как же много в мировой геополитике значит фундамент двусторонних отношений. Ну, или, скажем, их стержень. Потому что они должны пестоваться. Иногда несколькими годами, а нередко и десятилетиями. Ну а затем на поверхности должна проявляться политическая преемственность в их сохранении и развитии.
Отрадно, что именно такое течение событий мы видим в преломлении к азербайджано-албанскому взаимопониманию практически во всех областях. Так, еще в 2000 и 2002 годах Общенациональный лидер Гейдар Алиев выражал уверенность в том, что установленные между Азербайджаном и Албанией «дружеские связи и сотрудничество будут постоянно развиваться и расширяться во имя благосостояния наших народов, служа интересам наших народов, делу мира и безопасности».

И, наверное, не случайно, что спустя чуть более 20 лет президент Албании Байрам Бегай, будучи участником Х Глобального Бакинского форума, в рамках мероприятия, посвященного 100-летию со дня рождения Гейдара Алиева, назвал Общенационального лидера «признанным лидером мирового масштаба», который, преодолев трудности, провел реформы и сумел завоевать доверие народа, добившись этого мудростью. Отметив свое восхищение гением Гейдара Алиева, Байрам Бегай фактически признал, насколько его уверенность оказалась жизненной. Подчеркнув, что Гейдар Алиев «стал провидцем будущего Азербайджана», албанский президент озвучил разделение его стремления «к дружбе и партнерству» и желание продвигать их. И как бы во имя сказанного Гейдаром Алиевым на рубеже между XX и XXI веками Бегай объявил, что «мы продолжим наше сотрудничество и партнерство для новых поколений, вместе двигаясь к процветанию».
Согласимся, что вышеотмеченное однозначно иллюстрирует акценты, которые мы проставили в начале материала касательно фундамента двусторонних отношений между теми или иными странами.
Возвращаясь же к участию главы Албании в работе Х Бакинского Глобального форума, отметим, что в своем выступлении он, охарактеризовав данную площадку местом, рождающим «надежду в мире неопределенности», в частности, посредством выискивания новых возможностей для преодоления вызовов, подчеркнул, что многолетняя дружба между Баку и Тираной находит отражение во взаимном сотрудничестве, в особенности в сфере экономики и инфраструктурных проектов. Как он красиво выразился, «хотя географически мы находимся далеко друг от друга, однако можем строить будущее вместе с нашими народами, соседями, партнерами».
Наверняка даже только на основе произнесенного Байрамом Бегаем можно увидеть особый формат албано-азербайджанских отношений, проявляющийся, в том числе, в факте неоднократных взаимных визитов глав государств, а также приездов в Баку премьер-министра Албании Эди Рама. Дело, естественно, не в самих визитах как таковых, а в их внутреннем наполнении. Что особыми красками проявилось во время официального визита в нашу страну Байрама Бегая в 2023 году. Но прежде обратим внимание, как это кому и не покажется удивительным, на констатацию на портале МИД Франции такого факта, как представление Албании «одним из оплотов франкофонии в регионе». Так вот, в своем заявлении для прессы по итогам переговоров 2023 г. с Бегаем глава нашего государства подчеркнул принесение им благодарности президенту и правительству Албании «за поддержку Азербайджана во время прошлогоднего саммита Франкофонии, когда Франция попыталась добиться принятия и включения пункта антиазербайджанского содержания в итоговый документ. Именно Албания заблокировала эту попытку». Что Ильхам Алиев оценил демонстрацией дружбы и твердой приверженности «основным принципам международного права, территориальной целостности и суверенитета стран». «Даже в тех организациях, где Азербайджан не может защитить себя, — отметил президент Азербайджана, — у нас есть такой брат, как Албания, который сделает это. И мы очень благодарны за это».

Ну какие дополнительные комментарии нужны к произнесенному главой государства? Возможно, лишь констатация факта подписания еще в 2014 г. Меморандума о сотрудничестве в развитии генерального плана по газификации Албании. С моментальным перемещением в апрель нынешнего года, когда в албанском городе Корча был презентован проект предстоящей городской газификации, должной быть осуществленной за счет средств Азербайджана. По словам принявшего участие в мероприятии Эди Рамы, данная инициатива «реализуется в очень важное и стратегическое для Албании время, поскольку страна близка к становлению государством с наиболее высоким уровнем производства энергии в регионе». В его конкретизации, проект завершится к концу 2026 г. и с 2027 г. «обеспечит газом население Корчи».

Особенностью данной инициативы албанский премьер обрисовал тот факт, что на фоне диверсификации Тираной «портфеля энергоносителей путем инвестиций в развитие энергетики» в этом проекте речь идет «о беспрецедентной поддержке со стороны Азербайджана» (подразумевалась сумма в объеме 20 млн долларов). Тем более что реализация проекта происходит в унисон с началом работ по соединению энергоинфраструктуры страны с Италией, что позволит Албании достичь «выгодной стратегической позиции в передаче энергии». По словам же министра энергетики Азербайджана Парвиза Шахбазова, обе страны в качестве участников Южного газового коридора (ЮГК) успешно сотрудничают в укреплении энергобезопасности Европы и диверсификации поставок энергоносителей. В подтверждение чего он привел данные о поставках с 2021 г. через территорию Албании на рынки европейских стран 45,5 млрд куб. м азербайджанского природного газа, в реализации чего значительная роль принадлежит деятельности в преломлении «к созданию газораспределительной инфраструктуры в странах Европы». И если первым шагом по итогам договоренностей высветилось создание городской газораспределительной сети с приоритетом обслуживания местных предприятий, то в глобальном плане распределительная система будет подключена к точке выхода Трансадриатического трубопровода (ТАР).
В связи с чем напомним, что ТАР, будучи заключительным звеном ЮГК, берет свое начало на турецко-греческой границе и, пересекая Грецию и Албанию, доходит до конечной «остановки» в Италии. Говоря иными словами, посредством ТАР, являющегося евроответвлением ЮГК, природный газ из Азербайджана поступает через территорию Албании в Европу. Здесь же обратим внимание на планы Тираны установить соединение между Влерской ТЭС и газопроводом TAP, а также терминалом сжиженного природного газа, что в перспективе приведет к повышению энергобезопасности не только Албании, но и всего региона в целом.

В контексте же проекта по г. Корча подчеркнем, что также ожидается более детальное обсуждение о возможностях газификации албанских городов Поградец и Эрсеке. Ну а завершение развития национальной газовой инфраструктуры правительство Албании запланировало к 2030 г. В свете чего по линии SOCAR также осуществляется изучение перспектив использования албанского подземного газохранилища в г. Думреа.
Данная ситуация очень емко была освещена Бегаем в заявлении для прессы по итогам переговоров с Ильхамом Алиевым в 2023 г. таким образом, что ТАР является «общей историей успеха, а Албания получила большую выгоду» от этого проекта как в экономическом отношении, так и с точки зрения «усиления стратегического значения в качестве региональных ворот и хаба для энергопоставок». В свете чего Адриатико-Ионический газопровод будет способствовать повышению роли Албании как распределителя газа в регионе, прежде всего, на фоне готовности Тираны в контексте тесного сотрудничества с Азербайджаном «предпринять решительные шаги в рамках оснащения страны газом». Президент Албании раскрыл сказанное в таком ключе, что руководимая им страна является государством-транзитером газа, «и это уже реальность». В ракурсе чего Албания привержена достижению цели превращения страны (с учетом углубления сотрудничества между Баку и Тираной) в государство, принимающее и транспортирующее газ. В контексте чего Тирана приветствует возрастающее внимание Азербайджана к развитию региональных энергетических проектов, что не только «еще более сблизит страны Западных Балкан», но одновременно «усилит их энергобезопасность».
В рамках рассматриваемого нельзя не остановиться на взаимной отмене сторонами в 2024 г. визового режима для граждан государств. К слову, в том же году было подписано Соглашение об экономическом сотрудничестве между правительствами двух стран, где среди приоритетных направлений выделены области торговли, инвестиций, энергетики, транспорта, инфраструктуры, сельского хозяйства, туризма, окружающей среды и гуманитарной сферы. Реализация последнего оттенка проявилась, в том числе, в проведении два года назад в Тиране Недели азербайджанской культуры, в рамках которой были представлены богатая культура, кулинарные образцы и жемчужины искусства Азербайджана, в том числе исполнение на площади Скандербега нашей национальной музыки.
Без сомнений, приведенные нами отдельные аспекты албано-азербайджанского взаимопонимания демонстрируют реальность констатации президентом Ильхамом Алиевым в своем письме Эди Раме 15 мая 2025 г. по случаю победы возглавляемой им Социалистической партии Албании высокого уровня межгосударственных отношений и сотрудничества между странами, с выражением уверенности в дальнейшем развитии взаимовыгодного сотрудничества на двусторонней и многосторонней основах.
Таким образом, даже столь краткий взгляд на богатство азербайджано-албанских отношений убедительно демонстрирует широчайшие перспективы взаимопонимания между Баку и Тираной. Что однозначно подтвердится по результатам начавшегося вчера рабочего визита президента Ильхама Алиева в Албанию по приглашению Эди Рамы и президента Совета Евросоюза Антониу Кошты, осуществленного в целях участия в VI саммите Европейского политического сообщества.


