Азербайджан Китай: вчера, сегодня, завтра Обзор Теймура Атаева
По информации сайта Caliber.az, передает Icma.az.
22 апреля, в рамках государственного визита президента Азербайджана Ильхама Алиева в КНР, между Министерством энергетики нашей страны и китайскими компаниями был подписан ряд документов, включая «Инвестиционное соглашение» по проекту Гобустанской солнечной электростанции, «Меморандум о взаимопонимании» между вышеотмеченным министерством и Институтом электроэнергетического планирования и инжиниринга Китая по развитию возобновляемой энергетики и планирования электроэнергетической системы и др.
Наверняка, наличие даже лишь только этой информации отчетливо свидетельствует о значительном потенциале азербайджано-китайских отношений, что в условиях нынешней геополитической турбулентности приобретает важное значение. Другое дело, шаги такого рода не могли бы иметь места, не будь для этого фундамента. В связи с чем мы посчитали важным совершить небольшой экскурс в относительно недавнюю историю.
Немного истории
Прежде всего вспоминается, как еще в 1994 году общенациональный лидер Гейдар Алиев конкретизировал, что Азербайджан в качестве независимого государства «строит свою внутреннюю и внешнюю политику, исходя из национальных интересов». По словам президента страны Ильхама Алиева, непосредственно «Гейдар Алиев разработал приоритеты внешней и внутренней политики, которым мы сейчас следуем. Конечно, за 30 лет мир изменился, но наши основные цели не изменились. Это укрепление нашей государственности, проведение активной внешней политики, основанной на наших национальных интересах, и социально-экономическое развитие Азербайджана, наряду с очень активной региональной политикой».
Весьма симптоматично, что высказал эту мысль Ильхам Алиев в 2023 г. в интервью китайской медиакорпорации China Media Group, добавив, что общенациональный лидер «сыграл очень важную роль в развитии отношений между Китаем и Азербайджаном, а его визит в КНР и встречи с китайскими лидерами фактически заложили основы нашего сотрудничества». «В то время, — отметил президент Ильхам Алиев, — Азербайджан не был хорошо известен в мире. Поэтому это был фундамент».

В свете чего 1994-й год вспоминается и в том ракурсе, что именно тогда, совершая официальный визит в КНР, Гейдар Алиев назвал китайский народ «великим народом», а Китай — «великой страной». Как выразился тогда общенациональный лидер, «мы с чувством большого удовлетворения отмечаем, что за годы существования КНР после революции китайский народ занял достойное место в мировом сообществе, КНР завоевала большой международный авторитет во всем мире и оказывает сейчас огромное влияние на процессы общественно-политического развития в мировом масштабе». Азербайджан же, осуществляя «принципы установления дружеских, равноправных, взаимовыгодных отношений со всеми странами мира, но, прежде всего, с соседними государствами и теми, с которыми это сотрудничество может иметь конкретные практические результаты, придает большое значение развитию дружеских отношений и торгово-экономических, научно-технических, культурных связей с КНР».
На фоне чего тогдашний глава КНР Цзян Цзэминь, отметив придание Пекином важного значения развитию отношений с Азербайджаном, озвучил готовность к совместному приложению усилий «к дальнейшему расширению дружественного сотрудничества во всех областях», т. к. история связей между двумя странами насчитывает более чем 2000 лет, «уходя своими корнями во времена «Шелкового пути», и китайский народ неизменно питает чувства дружбы к азербайджанскому народу». Тогда же было подписано Совместное заявление об основах развития дружественных отношений между КНР и Азербайджаном, а Гейдар Алиев, назвав визит «значимым историческим событием», создание «тесных межгосударственных связей» определил важным «политическим результатом».
В свете чего президент Ильхам Алиев в своем интервью, о котором мы говорили чуть выше, резюмировал, что именно с тех пор между странами сформировался «большой потенциал для динамичного развития». Данную тонкость прекрасно осознают и в Пекине, свидетельство чего проявилось в статье от 22 апреля 2025 г. посла Китая в Азербайджане Лу Мэй, определившей Гейдара Алиева «основоположником модернизации Азербайджана и китайско-азербайджанской дружбы». По ее словам, «рассматривая развитие отношений с Китаем как приоритетное направление внешней политики», общенациональный лидер азербайджанского народа «заложил хорошее начало для долгосрочного, здорового и стабильного развития двусторонних отношений, внеся личный вклад в это важное дело».
Сегодня и сейчас
Наверное, на этой ноте уже можно подойти ко дню сегодняшнему, выделив, в частности, такой момент, как принятие в 2024 г. «Совместной декларации об установлении стратегического партнерства» между Азербайджаном и Китаем, зафиксировавшей рассмотрение сторонами друг друга «как приоритетных и надежных партнеров, самостоятельно определяющих политику двусторонних отношений вне зависимости от внешних факторов». Как заявил Председатель КНР Си Цзиньпин, повышение уровня двусторонних отношений до стратегического партнерства стало «новым позиционированием и новой отправной точкой», на фоне чего «обе стороны должны продолжать поддерживать друг друга в целях принесения еще большей пользы народам обеих стран».

В этой связи можно отметить, что в 2024 г. объем торговых операций между Азербайджаном и Китаем увеличился почти на 21% по сравнению с предыдущим годом, достигнув 3,744 млрд долларов. Как высказался в своем эксклюзивном интервью китайскому агентству «Синьхуа» 21 апреля с. г. президент Ильхам Алиев, Китай стал четвертым крупнейшим торговым партнером Баку, а Азербайджан является одной из первых стран, поддержавших инициативу «Пояс и путь», и «нами реализуются серьезные практические проекты в этом направлении». В контексте чего «можно с уверенностью сказать, что Азербайджан является второй после Китая страной, вложившей наибольшие инвестиции в реализацию данного проекта как на своей территории, так и за ее пределами». В ракурсе чего под особым углом зрения воспринимается фиксация Председателем КНР Си Цзиньпином в поздравительном послании главе Азербайджана Ильхама Алиева по случаю праздника Новруз того факта, что «укрепляется политическое взаимодоверие», включая сотрудничество в рамках совместного строительства по проекту «Один пояс, один путь». Вследствие чего Си Цзиньпин, придавая «большое значение развитию отношений между Китаем и Азербайджаном, готов вместе с Вами прилагать усилия для дальнейшего укрепления традиционной дружбы, углубления взаимовыгодного сотрудничества на благо народов двух стран».
Вместе с тем все мы прекрасно понимаем, насколько любое геостратегическое партнерство должно подпитываться культурно-гуманитарными мостами. Поэтому неслучайно обращение внимания президентом Ильхамом Алиевым в интервью «Синьхуа» на такие данные, что ежегодно «неуклонно растет количество граждан наших стран, получивших возможность обучаться в высших учебных заведениях Азербайджана и Китая», а в КНР в последние годы «начали действовать центры изучения азербайджанского языка и культуры». В аспекте чего глава государства выразил уверенность в том, что «поощрение со стороны государства преподавания китайского и азербайджанского языков в учебных заведениях, обменов между преподавателями и подготовки специалистов будет способствовать эффективному взаимодействию государств в различных сферах, содействовать сближению и взаимному культурному обогащению двух народов». Как обратил внимание Ильхам Алиев, «мы с Председателем КНР Си Цзиньпином заявили о нашем стремлении содействовать созданию сообщества с единой судьбой человечества, выступив за продвижение таких общих ценностей человечества, как мир, развитие, равноправие, справедливость, демократия и свобода, а также против гегемонии и политики силы».
В ракурсе происходящего отдельные внешние ангажированные злопыхатели утверждают, что в условиях элементов «торговой войны» между США и Китаем Азербайджану «придется сделать конкретный выбор в пользу одной из стран». Мы со своей стороны посоветовали бы сторонникам данного антиисторического взгляда просто-напросто внимательно проштудировать шаги Азербайджана во внешнеполитическом направлении. Элементарно, в рамках форума в университете АДА президент Ильхам Алиев открыто подчеркнул, что Азербайджан, являясь ведущей страной на Южном Кавказе, как часть Глобального Юга, с сильной позицией в Движении неприсоединения, с прочными связями с регионом Центральной Азии, с экономическим потенциалом и т. д. «может быть очень важным партнером для США». В унисон чему «наличие формата стратегического партнерства в сотрудничестве с такой великой страной, как Китай», глава государства определил «крайне важным фактом для нас».

Знаково отметив, что, наряду с приглашением китайских компаний «стать нашими стратегическими партнерами в разных областях», включая область зеленой энергетики, «мы начинаем диалог по сотрудничеству в оборонной промышленности», рассматривая этот нюанс «очень перспективным процессом, т. к. Азербайджан продолжает модернизировать свои вооруженные силы». Параллельно президент Ильхам Алиев назвал Азербайджан страной, всегда игравшей активную роль в сотрудничестве между странами тюркского мира, отношения с которыми «чрезвычайно важны для нас, и мы не должны упустить возможность в превращении нашей организации в важного мирового игрока». За несколько же дней до этого глава государства на встрече с комиссаром Евросоюза по вопросам энергетики и жилищного хозяйства Даном Йёргенсеном, отметив, что основанное на взаимном доверии сотрудничество между Азербайджаном и Еврокомиссией имеет долгую и успешную историю, подчеркнул роль этого «как важного фактора в энергетических вопросах, особенно в нынешний период». На фоне чего, выразив признательность «за вклад Азербайджана в энергобезопасность Европы, еврокомиссар подчеркнул придание большого значения сотрудничеству с нашей страной».
Говоря иными словами, недругам Азербайджана, прежде озвучивания скоропалительных выводов, не основанных на исторической правде, желательно изучить историю многовекторности во внешней политике Азербайджана, которая постепенно входит в учебники ряда государств, на что мы обратили внимание в начале материала. Как высказался в преломлении к азербайджано-китайским отношениям в интервью китайскому телеканалу CGTN в феврале 2025 г. президент Ильхам Алиев, «по каждому направлению у нас есть практические результаты и программы сотрудничества, и наша внешняя политика, как и в любой другой стране, является лишь продолжением нашей внутренней политики». Тогда же глава государства назвал Китай и США двумя крупнейшими экономиками и двумя ведущими странами мира, подчеркнув, что «консенсус между ними по различным вопросам, сотрудничество, а не конфронтация, определенно пойдут на пользу всем странам».
Данный нюанс свидетельствует о преемственности внешнеполитической линии президента Ильхама Алиева с шагами в этом векторе общенационального лидера Гейдара Алиева, в 2000 г. целью внешней политики Азербайджана очертившего «установление, развитие со всеми государствами мира равноправных, взаимовыгодных связей», с их эффективным использованием «как для укрепления международных позиций Азербайджана, так и для развития экономики, науки, культуры страны. Республики». В контексте чего завершить материал хотелось бы словами посла Китая в Азербайджане Лу Мэй, согласно которой, в свете установившихся доверительных рабочих отношений и глубокой личной дружбы между первыми лицами КНР и Азербайджана, «заглядывая в будущее, можно сказать, что китайско-азербайджанское стратегическое партнерство имеет широкие перспективы и вызывает большие надежды».


