Человекпошлина: Ввяжется ли Трамп в глобальную торговую войну?
Слоган избранного президента США «Америка прежде всего!» легко можно заменить на «Прежде всего – доллар!» Пригрозив Китаю, Канаде, Мексике и Европе ростом импортных тарифов, новый хозяин Белого дома переключился на БРИКС из-за анонсированного намерения блока отказаться во взаиморасчетах от доллара и создать собственную валюту. Пусты ли эти угрозы, а если не пусты, чем они могут обернуться не только «неправильным» странам и блокам, но и самим США, не говоря уже о мировой финансово-экономической системе.
Избранному президенту США Дональду Трампу еще только предстоит переехать в Белый дом, но он уже известил мир о том, что фактически готов идти на торговую войну с этим самым миром. Причем, не только с антагонистичными, как считается, США государствами, но и вполне покорными – как, например, Канада.
Трамп уже атаковал соседку, заявив, что введет на все импортируемые из нее товары, равно как и из Мексики, пошлины в размере 25%, — причем, в первый же день своего официального вступления в должность.
Что же касается Китая, на импорт его товаров Трамп твердо пообещал установить дополнительную пошлину в 10% — несмотря на то, что на определенную номенклатуру китайской продукции возросшие пошлины действуют уже не первый год.
Ну и – «дрожи, Европа!» — тарифные репрессии не обойдут и ее: импорт из ЕС, по разным данным, Трамп намерен обложить пошлинами в пределах 10% – 25%.
Премьер-министр Канады Джастин Трюдо отреагировал на угрозу Трампу, составив ему компанию за, по его словам, «позитивным ужином», сопровождаемым «превосходным разговором». Что утешительное родилось в процессе пищеварения Трампа за столь «превосходным» dinner-ом или supper-ом, неизвестно.
Между тем, если намерения Трампа претворятся в жизнь, автомобильная отрасль Канады сильно просядет – она плотно завязана на экспорте в США. Кроме того, Канада является достаточно крупным экспортером в США нефти, нефтепродуктов, газа. С другой стороны, высокие пошлины могут стимулировать нефтедобычу в самих США.
А реакция Мексики уже известна — ее президент Клаудия Шейнбаум дала понять, что Мехико может ответить США зеркально – то есть ввести пошлины на импорт их продукции.
Но при этом уберечь автомобильную промышленность Мексики от упадка вряд ли удастся, равно как и предприятия, экспортирующие в США электронику и довольно разнообразную номенклатуру товаров промышленного назначения. «А ведь все было так хорошо!» — Мексика, в последние годы, стала крупнейшим торговым партнером США.
Чем пошлинная вакханалия может аукнуться всем вышеназванным акторам, включая саму «Великую Америку» и мировую финансово-экономическую систему в целом, мы еще попытаемся разобраться. Здесь же подчеркнем, что к апофеозу тарифного шантажа Трамп приблизился заявлением о том, как он накажет государства БРИКС.
Напомним, что на вступление в «девятку» (Китай, Россия, Бразилия, Индия, Иран, Египет, ОАЭ, ЮАР, Эфиопия) заявки подали также Азербайджан и Турция. Стран, заинтересованных в плотной работе с БРИКС в том или ином формате, насчитывается уже около сорока. Не исключено, что не в столь отдаленном будущем их количество возрастет вдвое.
Так вот: начавшийся в мире процесс дедолларизации Трамп пытается остановить угрозой ввести 100%-е пошлины на импорт из государств БРИКС, если они не откажутся от идеи создания новой валюты для взаиморасчетов.
«Мыслей о том, что страны БРИКС пытаются отойти от доллара, а мы стоим и наблюдаем, не должно быть. Мы требуем от этих стран обязательства не создавать новую валюту БРИКС и не поддерживать никакую другую валюту для замены могущественного доллара США, иначе они столкнутся со 100-процентными пошлинами и должны будут попрощаться с продажами в замечательную экономику США», – написал Трамп в соцсети Truth Social.
Ни больше, ни меньше: государства БРИКС не только не должны помышлять о еще не существующей валюте, но обязаны саботировать другие валюты. Соответственно, что низззя работать и над созданием новой, альтернативной SWIFT, системой платежей.
Трамп «прозвучал» весьма пафосно и угрожающе – ведь о полноценном отказе стран БРИКС от доллара речи пока быть не может – блок к нему попросту не готов. Кроме того, понятно, что даже при наличии единой валюты БРИКС входящие в него государства во взаиморасчетов с США от доллара никуда не денутся.
Но, скажем, Трамп оперативно и загодя, то есть задолго до появления БРИКСовской валюты и за одни только нововалютные мечтания ввел-таки стопроцентную пошлину на импорт стран «девятки», в которой, напомним, состоит ведущая экономика мира – Китай. К чему это приведет?
Во-первых, к катастрофическому росту цен в самих США, если то или иное государство БРИКС или все они сообща (что маловероятно) не переориентируют свой импорт на другие страны. Если говорить о Китае, ему не сложно будет усилить/обрести свое присутствие в России, на африканском континенте, в Южной Америке, на Ближнем Востоке, в Юго-Восточной Азии. То есть — на крупных рынках.
Во-вторых, как представляет себе Трамп введение 100-процентных тарифов в отношении Китая – члена БРИКС — с учетом хотя бы того, что объем торговли между США и Поднебесной составляет сотни миллиардов долларов. Как он объяснит американским потребителям ассортимента крупных супермаркетов, на 70% заполненных китайской продукцией, что она подорожала вдвое-втрое?
Для справки: на БРИКС приходится 35% мирового производства, в то время как на страны «семерки» — 30%, то есть ровно столько, сколько занимает Китай в мировом производстве.
И куда деться от того, что юань последовательно расширяет зону своего хождения, особенно – на Глобальном юге, где уже работают клиринговые банки, позволяющие обходить доллар и торговать в юанях с Китаем.
Таким образом, похоже, что Трамп блефует. Доля доллара в мировой торговле все еще высока, но, все же, государства БРИКС должны учесть его угрозу и активнее готовиться к созданию собственной валюты. Судя по всему, такая подготовка идет, хоть и низкими темпами.
Но на этом фоне часть государств БРИКС лихорадочно и в большом объеме запасается золотом как средством обеспечения валюты. Обеспечена – частично – она может быть и природными ресурсам, к примеру, нефтью.
Трамп, вероятно, понимает, что хоть и отдаленная, но перспектива создания новой БРИКСовской валюты, все же, есть.
А коли речь идет об отдаленном будущем, Китай работает с другими странами над mBridge, то есть платформой на основе блокчейна, обеспечивающей финансовые сделки в нескольких валютах.
Заметим, однако, что заявление Трампа, касающееся пошлинных кар в отношении государств БРИКС (сам избранный президент называет себя «Человеком-пошлиной») только ускоряет процесс дедолларизации и финансовой перезагрузки и стимулирует расширение торгового дисбаланса.
И дело тут не только в БРИКС или отдельно взятом Китае, но и в угрозе торговой войны между США и Евросоюзом на почве обещанного Трампом увеличения пошлин на товары, импортируемые из ЕС.
Тут в первую очередь пострадает самая крупная экономика Европы, более остальных зависимая от экспорта – немецкая, которая и сейчас не благоденствует хотя бы в силу энергетических проблем, завязанных на украинских событиях: по оценкам экспертов, она потеряет, как минимум, 1% ВВП. И за четыре года президентства Трампа Германия вылетит в убыток до 180 миллиардов евро. А ведь на США приходится сейчас 10% немецкого экспорта – в денежном выражении это почти 190 млрд евро. И пострадает, в первую очередь, автопром Германии, а вслед за ним — сталелитейная и фармацевтическая промышленность (берем по минимуму).
Что же касается в целом ЕС, в прошлом году в условиях энергетических проблем он экспортировал в США продукцию на более чем 500 млрд долларов. И если не в меру ретивая протекционистская политика США будет соответствовать, в частности, обещанному Трампом росту тарифов, то сократится и рост мировой экономики.
Сейчас эксперты пугают Трампа тем, что его тарифная политика входит в противоречие с правилами Всемирной торговой организации (ВТО), предусматривающими максимальные уровни импортных пошлин для стран-членов организации, и что США наживут себе на этой почве сильную головную боль. Но впервые ли Вашингтон нарушает взятые на себя обязательства? Вопрос риторический – будь то в контексте экономики, торговли, политики, вооружений, климата, и т.д.
Ну, а теперь он нарушит базовый принцип ВТО – «нет» дискриминации в международной торговле. То есть практически речь идет о глобальной торговой войне, инициированной США. Опять же – не впервые, если говорить о войнах вообще.
Но пострадают сами США – помимо роста потребительских цен, их новая администрация спровоцирует мощный удар по своим же предприятиям, импортирующим сырье, и многие из них сократят рабочие места или попросту свернут производство. Либо перенесут его в другую страну. А доверие к США как к надежному бизнес-партнеру, будет серьезно подорвано. Помимо экономического аспекта, речь автоматически распространится на аспект политический.
Но нужен ли США и миру в целом сильнейший экономический кризис «под эгидой» Трампа? Ответ, понятно, отрицательный, поэтому напрашивается вывод, что избранный президент – во всяком случае, частично, — блефует.
Он, конечно, расположен к шлепкам по Европе, но еще более – ударам по укреплению юаня и резкому росту конкретных отраслей китайской экономики. Поэтому от Трампа стоит ждать санкций против отдельных отраслей экономики КНР и некоторых других стран.
Кроме того, своими угрожающими заявлениями по тарифной политике Трамп, скорее всего, пытается выторговать наиболее благоприятные, для США, условия экспортно-импортных сделок с Поднебесной. То есть, начав с «фальцета» — понизив его, хотя бы, до тенора. Своего рода – «Сделай Пекин более сговорчивым!»
Правда, если этот номер не пройдет – в том числе, и с европейскими производителями, — то с большой вероятностью выиграет российский рынок: усилением китайского и европейского присутствия на нем на приемлемых, для сторон, условиях.
Впрочем, выиграет не только Россия, но и с большой вероятностью – малые экономики, нуждающиеся в китайских инвестициях, импорте и производствах. И такими экономиками могут стать, в том числе, экономики Азербайджана и Грузии: обе страны являются «стержнями» Среднего транспортного коридора, то есть удачными путями для передвижения товаров и/или локациями их производства.
Так какую игру затеял азартный Трамп на самом деле? В продуманную торговую эскалацию, или в гусарскую «русскую рулетку»: «либо пан, либо пропал».