Что стоит за вето Германии на истребители Eurofighter для Турции?
Согласно информации сайта Caliber.az, сообщает Icma.az.
Недавние усилия Турции по модернизации своих ВВС привели к поиску новых альтернатив после известных событий в программе F-35. В этом контексте страна активизировала переговоры о закупке самолетов Eurofighter Typhoon, производимых консорциумом с участием Великобритании, Испании и Германии.
Как сообщает Daily Sabah, Турция, которая все еще находится на стадии подачи заявки на покупку Eurofighter, проявила интерес к платформе, особенно после кризисов с С-400 и F-35 с США. Примечательно, что в 2023 и 2024 годах Турция активизировала переговоры с Великобританией и Италией, но ощутимых результатов достичь не удалось из-за вето Германии.
Противодействие Германии продаже Eurofighters Турции можно рассматривать не только через призму двусторонних отношений, но и как сигнал ее партнерам по консорциуму, а именно Великобритании, Италии и Испании, которые имеют прочные политические и экономические связи с Турцией и более благосклонно относятся к выполнению запроса Турции на 40 самолетов. Во время администраций канцлера Ангелы Меркель и лидера Социал-демократической партии Олафа Шольца Германия придерживалась осторожного подхода к продаже. На выборах 2025 года канцлерство перешло к христианским демократам во главе с Фридрихом Мерцем, однако ожидается, что министерство обороны останется под контролем социал-демократов из-за коалиционной динамики. Это поднимает вопросы о том, будет ли окончательное решение приниматься партией или самим правительством.
Позиция Германии по продаже оружия Турции с 2010-х годов формировалась на основе того, что она называет «внешней политикой, основанной на ценностях». Однако на практике она определялась пограничной политикой Турции, внутренней политикой и отношениями с соседними странами.
Сопротивление Германии также зависит от лоббирования и усилий по формированию восприятия. Такие группы, как армянские, греческие и про-РКК организации, которые действуют в Германии, лоббируют внутреннюю и внешнюю политику Турции. В результате позиции Германии Турция стремится к более прямому взаимодействию с другими членами консорциума Eurofighter, такими как Великобритания и Италия, которые продемонстрировали большую открытость к сотрудничеству. Эти препятствия также еще больше укрепили приверженность Турции укреплению своей внутренней оборонной промышленности, что видно по усилению внимания к разработке своего национального боевого самолета, проекта KAAN.
Поэтому противодействие Германии продаже Eurofighter Турции следует интерпретировать не только как военно-техническое решение, но и как политическое и идеологическое.


