Icma.az
close
up
AZ
Menu

Компании из Европы просят США разрешить экспорт нефти из Венесуэлы

Сабаил усилил состав новым игроком

Обвал пирамиды надежд крапленые карты

В Турции задержаны 325 подозреваемых в пропаганде преступлений в соцсетях

Германия не пустила российский танкер в Балтийское море через свои территориальные воды

Белый дом: Иран отменил 800 казней протестующих

Президент Чехии заявил, что Украине придется пойти на болезненные уступки Minval Politika

Бердыев просматривает туркменского форварда

TikTok внедряет новую технологию определения возраста для Европы

В честь 140 летия Узеира Гаджибейли представили почтовую марку и концерт (ФОТО)

ДНК тест подтвердил гибель российского бизнесмена на Кипре

Спикер парламента Кыргызстана принял генерального секретаря ТЮРКПА

Израиль попросил США отложить планы атаки на Иран

Макрон с красным глазом заявил о необходимости бояться Франции

Пакистан запускает ASAN xidmət

Мачадо вручила Трампу Нобелевскую премию мира в Белом доме

Власти Кыргызстана ограничили долю русскоязычного контента на ТВ Minval Politika

LIVE: Карабах и Заглембе быстро обменялись голами

В Серпухове горит электроподстанция, часть города обесточена ВИДЕО / ФОТО

Трамп заявил, что готов остановить девятую войну

Джаваншир Гулиев: Здесь действует закон джунглей пройдёт только сильный Зеркало.az

Джаваншир Гулиев: Здесь действует закон джунглей пройдёт только сильный Зеркало.az

Icma.az, со ссылкой на сайт Zerkalo.az, информирует.

Странно устроен человек, помимо памяти событийной, есть у нас еще и память эмоциональная, которая закрепляет события происходящие в нашей жизни посредством музыки, ароматов, времен года.

1990 годы, годы матричных перемен в нашей стране, когда казалось, сама природа оплакивала уход старой эпохи, запомнился не умещавшимся в наш, тогда еще непуганный разум, ужасом военных действий в Карабахе, холодом, веявшим от бетонных неотапливаемых стен, огромными хлебными очередями, отсутствием заработной платы.

Все это слившись какой-то безумный рисунок, вспоминается сегодня при звуках «Аскер маршы», для многих из нас олицетворяющего ту эпоху. Бодрый, мужественный марш, со страшными словами: «Nə qözəldir  ölmək bizə sevgili Vətən üçün»… Написан он как раз в те годы, и марш пели во всех школах, на телевидении, солдаты и командиры, его играли военные оркестры, одним словом «Аскер маршы» стал неким синхронизатором нашего общества 1990-х годов. Написан он композитором Джаванширом Гулиевым, перу которого принадлежит, как множество серьезных классических произведений, так и прекрасные песни для эстрадных исполнителей. Самое нашумевшее и написанное сравнительно недавно произведение «Элегии Мушвига»(Müşviqin ağıları),созданное в 2020 году (премьера состоялась в 2022 году в Филармониии) и посвященное Микаилу Мушвигу, вызвало даже международный общественный резонанс. В частности, Исламское государство Иран выразило резкое недовольство текстом «Элегии», после чего автору пришлось разъяснять что к чему. Музыка «Элегии Мушвига» создает незабываемый музыкальный образ легендарного поэта, трагическая жизнь которого созвучна множеству талантов, которым не посчастливилось жить в эпоху перемен.

Чтобы выяснить, как и чем сегодня живет творец подобной прекрасной музыки, мы обратились к самому Джаваншир Гулиеву. Представляем вашему вниманию это интервью:

— Родился я в городе Нуха (так тогда именовался город Шеки) и до 17 лет жил там, учился в русской школе, ходил в музыкальную школу по классу тар. В то время уровень музыкального училища в Шеки был приблизительно таким же, как и во всех остальных музучилищах по стране, кроме столичного, имени Асафа Зейналлы. В столице уровень педагогов и преподавания всегда был выше. Когда учился в музучилище, понимая, что мне не хватает знаний, стал усиленно готовиться к поступлению в Аз.Гос.Консерваторию. Осознавая, что знаний для композиторского факультета у меня маловато, поступил на отделение тара. Будучи уже студентом Консерватории пользовался ее библиотекой, общаясь с другими студентами, набирался знаний и потом осуществил перевод на композиторский факультет.

Если вспоминать про культурные традиции Шеки, то в свое время город был столицей ханства, в котором жили и творили выдающиеся ханенде, таристы, кяманчисты. Город жил довольно яркой общественной жизнью. Так, еще в 1949 году здесь был открыт Государственный Драматический театр, в то время подобный театр был только в Баку и Гяндже. Потом уже, позже подобные театры стали появляться и других городах Азербайджана.  В мою память врезалось событие, произошедшее со мной, когда только начал ходить в музыкальную школу. Она была двухэтажной с живописным внутренним двориком. Как-то я находился в этом дворе и вдруг, со второго этажа донеслись чарующие звуки тара, кто-то так красиво играл, что я, поднявшись наверх, стал искать класс, откуда доносилась эта музыка.

Это был ученик старших классов, выяснилось, что он играл мугам- Баяты Кюрд. Я был совсем ребенком, первоклассником, и мало что понимал, но впечатление от той прекрасной музыки осталось на всю жизнь.

Потом очень врезались в память ощущения от вида фортепианной клавиатуры. У нас дома не было инструмента, увидев в школе старинный рояль с черно белыми клавишами был потрясен. И когда никого не было в классе, я туда пробирался и трогал эти клавиши, пытаясь что- то подобрать, видимо что-то удавалось, раз меня не выгоняли из класса, вот так…

-Вы долгое время работали в Кипрском Государственном Университете. Чем вам запомнились те годы. И как вы оцениваете вклад наших музыкантов в развитие европейской классической музыки Турции?

— В отличии от многих уехавших, я уехал за границу вынужденно.  Но, не вдаваясь в подробности, скажу так – не по музыкальным соображениям. Получив приглашение от университета поехал преподавать. Разница между студентами кипрскими и нашими была весьма ощутима. Кипрские студенты действительно хотели учиться, получать знания, чтобы потом в жизни из применять. Любое свободное время они пытались заниматься дополнительно с педагогом, что-то спрашивали, просили им помочь и это очень меня вдохновляло, нравилось — я видел живые глаза, лица студентов светились, они хотели знаний, тем более что университет был платным. В то время как многие наши консерваторские студенты ходили на уроки только для того, чтобы получить диплом. Зачем им так этот диплом был нужен, я не понимаю до сих пор.

Что же касается наших музыкантов, работающих в Турции, то они несомненно внесли большой вклад в музыкальную культуру Турции – начиная еще со времен Ниязи.  Маэстро часто ездил в эту страну, исполняя произведения турецких композиторов – можно вспомнить ораторию «Юнус Эмрэ» Аднана Сайгуна и его же оперу «Кёроглу». Затем, после Ниязи, как дирижер, большой вклад в музыкальную культуру Турции внес своим творчеством Рауф Абдуллаев, долгое время бывший главным дирижером Анкарского оперного театра имени Лейлы Гянджар.  Далее — дирижер Рамиз Мелик-Асланов в Стамбуле продолжительное время руководил созданным им студенческим симфоническим оркестром Стамбульского Университета.

Многие наши музыканты, работая в Турции, внесли в музыкальную жизнь своим творчеством более яркие краски, очистили её звучание и, как оказалось, живя в Советском Союзе мы не ведали того, что наше образование было на самом на высоком уровне, это мы смогли осознать, только приехав в Турцию.

Как только Азербайджан стал независимой страной, сразу после развала Советского Союза, наши музыканты поехали работать не только в Турцию, но и во все восточные страны, вплоть до Китая. И тут обнаружилось, что азербайджанские музыканты ценились и сейчас тоже ценятся за рубежом на вес золота. Это результат конечно системы образования, которая через Россию пришла к нам, в свою очередь Россия впитала европейскую немецкую систему образования.

Выросло несколько поколений блестящих музыкантов которые вписали свои имена в становление азербайджанской национальной западноевропейской классической музыки. Можно вспомнить триумфальную постановку балета Арифа Меликова в Анкаре, Стамбуле, неоднократные повторы этих постановок, регулярное исполнение в различных городах Турции азербайджанских симфонических, вокальных произведений. Всё это говорит о том, что наша музыка, и наши музыканты исполнители весьма востребованы, и не только в Турции.

— Многие жители Азербайджана знают вас в первую очередь как создателя «Аскер маршы», который стал своеобразным символом 90х годов, что вы можете вспомнить о времени создания этого марша?

— Это было тревожное время – никто не знал, что будет дальше, как будем жить. Советский союз трещал по швам, еще и начавшаяся за Карабах война, тяжело было…

Историю создания этого марша я неоднократно рассказывал. В 92 году, в марте месяце я поехал фронт, в то время деятели искусств, артисты часто ездили на фронт и возили солдатам разные вещи: перчатки, вязаные носки, шапки, печенья, сигареты, кто деньги. Мы поехали в Шушу и Лачин, эти города тогда еще не были захвачены армянами. Там мне дали стихи для написания марша. Причина была такова – жители попросили центральную власть не забирать их сыновей в армию в другие регионы, просили разрешить им сражаться на своих местах. Разрешение было получено, но им нужен был свой, национальный марш, тогда как в то время у нас были только русские или советские военные марши. Музыка на войне имеет очень большое значение, я сам служил когда- то в Советской армии, играл в военном оркестре и наглядно тогда убедился -насколько большое значение играет музыка в жизни солдата. Военные марши влияют на воспитание боевого духа.

В общем –дали мне текст в руки и сказали, что будут очень благодарны, если на этот текст я напишу марш. Я сложил лист, намереваясь по возвращению в Баку поработать. Вернувшись, совершенно случайно захожу на телестудию (было только Аз ТВ) и встречаюсь там в фойе с тогдашним председателем телевидения – Эльшадом Гулиевым, который вдруг начал жаловался мне на сильный упадок духа в обществе (недавно была резня в Ходжалы), что весь народ сидит, плачет по домам, везде траур. «Сколько можно плакать, нужно подниматься, идти отвоёвывать земли, для этого нужна поддержка, в том числе и музыкальная!  Считай, что я тебе предлагаю подумать на этот счет, нужно написать, что-нибудь такое, что поможет поднять боевой дух» — напутствовал меня Эльшад муаллим.  «Как напишешь, принеси»,- такими словами завершил он наш разговор.

Ещё в Лачине я видел молодых ребят, рвущихся в бой, все это очень воодушевляло, и придя домой, в течении получаса часа написал марш. Он очень простой по форме, особенных затрат труда на него не потребовалось, может это рука Божья, не знаю, но дальше произошло нечто, чего я совершенно никак не ожидал! Марш, в хорошем смысле слова, просто «взорвался», пошел на ура, все от мала до велика стали его петь. Я был рад с одной стороны, как автор, приятно, когда твое произведение становится таким популярным, но интересно и то, что и во второй Карабахской войне этот марш сыграл не меньшую роль. В первой войне мы проиграли – армии практически не было, оружия не было, шли с охотничьими ружьями, с вилами, а ко второй войне страна была уже хорошо подготовлена.  Я видел кадры, где ребята шли в бой с моим маршем на устах. Поэтому, как бы пафосно это не звучало, я считаю — свой гражданский долг перед страной я выполнил, и меня это наполняет покоем.

-В прошлом году ваши друзья и все, кто вас любит были обеспокоены ужасными вестями о вашем здоровье, как вы сегодня себя чувствуете?

—  Все что со мной случилось в прошлом году было для меня совершенно неожиданно. Поехав на Кипр за своими вещами- нотами, книгами, которые остались после моего переезда в Баку, я сделал небольшую остановку в Стамбуле, чтобы повидаться с дочкой и внучкой, они живут там. Рано утром я встал и упал, очнулся уже на аппарате МРТ. Очнулся, от его звука (аппарат страшно шумит), испугавшись и не поняв, где я нахожусь, подумал, что наверно уже на том свете, но потом разобрался. (улыбается. Ред) Затем была больница, каким -то образом сообщение пришло в Баку, и далее узнаю, что мое лечение и пребывание в больнице взял на себя фонд Гейдара Алиева, за что я еще раз хочу выразить благодарность президенту фонда, Мехрибан ханум Алиевой. Я никуда не обращался, был без сознания, все вопросы по моему реанимированию решались мгновенно, и уже потом доктора сказали, что, если бы не вовремя было начато лечение, я мог бы остаться парализованным, у меня было кровоизлияние в нескольких местах и сердечный криз. Сегодня я себя чувствую, так же, как до болезни. Лечение продолжается, врачи постоянно держат меня на контроле. Все идет правильно, как они говорят. И скоро, надеюсь, скажут мне ауфидерзейн. Мои дочка и внучка –мой мир, я очень рад что они у меня есть! Для мужчины отца — дочь незаменима, а тем более внучка. Слаще на свете ничего нет. Я по ним всегда скучал и скучаю. Моя жизнь восстановилась, мои друзья остались теми же, как я им в шутку говорю – что друзей и номера телефонов я никогда не меняю. Восстановил свои музыкальные связи, стал работать, была премьера оратории Мушвиг, исполняются несколько десятков моих новых песен. Скоро, 6 апреля намечается мой авторский концерт, в связи с моим 75-летием, хотя день рождения мой в конце года, решили начинать юбилейные мероприятия с начала этого года – первое будет в оперной студии  Бакинской Музыкальной Академии – песенный вечер, 6 апреля, желающие могут прийти. Есть некоторые заказы, продолжаю писать оперу «Фатих Султан Мехмет» -1 часть закончил еще на Кипре, начал новый балет Иблис, камерные произведения, песни, так же поступило несколько заказов от драматических театров и Театра Муз Комедии. Там мне предложили написать продолжение Аршин Мал алана, где главные герои уезжают в Европу. Такая вот история… Одним словом можно сказать, что моя музыкальная жизнь наладилась, как и было до моего отъезда на Кипр.

У Стравинского (великий русский композитор конца 19 начала 20 века) есть высказывание, которое он сделал напутствием молодым композиторам, думаю оно подойдет не только им, но и всем- «Задумал – Сделай!! Это звучит как лозунг, который каждый композитор может написать у себя на лбу!

Произведения композитора – как его дети, его продолжение, и если у него есть идея, есть творческое лицо, то он обязан бороться за них. Хотя это уже другая тема, нужно суметь еще заработать это творческое лицо.

Если же вы спрашиваете меня с точки зрения общественного положения, то композиторы должны драться за утверждение своего творчества – это не так легко. Этот замкнутый круг нужно суметь разорвать и стать его частью. Не будут пускать, будет больно, но через это должен пройти каждый. Если не сможет пройти, значит он не состоялся. В некотором смысле здесь действует закон джунглей — пройти может только сильный. А если помочь слабому, то ничего не получится, речь идет о профессии, а не о жизни. В профессии искусственная помощь результата не дает, человек должен всего добиться сам. А это делается в первую очередь качеством творчества.  В дальнейшем идет утверждение своих результатов. Это борьба, это тяжело, но другого пути нет. И это не только у нас, так обстоят дела во всем мире, в истории так было всегда в любой профессии по искусству —  у писателей, у художников, композиторов. Могу только пожелать больше сил нервных и физических писателям, композиторам, художникам в деле утверждения своего творчества, своей личности, повторюсь – это очень сложный, долгий путь, но это правильный путь, результативный. Остальное все искусственно, временно… Можно ложно надуть как шар кого-нибудь, но как только придет другое время, шар лопнет и ничего не останется. Творец и его искусство очищается через тернии, через трудности и только этот путь настоящий.

Мелек Велизаде,

Специально для Зеркало

Не пропустите дальнейшие события, следите за актуальными новостями на Icma.az.
seeПросмотров:186
embedИсточник:https://zerkalo.az
archiveЭта новость заархивирована с источника 17 Января 2025 14:14
0 Комментариев
Войдите, чтобы оставлять комментарии...
Будьте первыми, кто ответит на публикацию...
topСамые читаемые
Самые обсуждаемые события прямо сейчас

Компании из Европы просят США разрешить экспорт нефти из Венесуэлы

16 Января 2026 00:59see298

Сабаил усилил состав новым игроком

15 Января 2026 23:00see206

Обвал пирамиды надежд крапленые карты

16 Января 2026 02:58see206

В Турции задержаны 325 подозреваемых в пропаганде преступлений в соцсетях

15 Января 2026 20:58see201

Германия не пустила российский танкер в Балтийское море через свои территориальные воды

15 Января 2026 23:38see189

Белый дом: Иран отменил 800 казней протестующих

15 Января 2026 23:52see179

Президент Чехии заявил, что Украине придется пойти на болезненные уступки Minval Politika

16 Января 2026 18:57see174

Бердыев просматривает туркменского форварда

16 Января 2026 13:27see172

TikTok внедряет новую технологию определения возраста для Европы

16 Января 2026 13:31see170

В честь 140 летия Узеира Гаджибейли представили почтовую марку и концерт (ФОТО)

15 Января 2026 20:19see163

ДНК тест подтвердил гибель российского бизнесмена на Кипре

15 Января 2026 16:44see161

Спикер парламента Кыргызстана принял генерального секретаря ТЮРКПА

16 Января 2026 14:23see161

Израиль попросил США отложить планы атаки на Иран

15 Января 2026 23:01see158

Макрон с красным глазом заявил о необходимости бояться Франции

15 Января 2026 21:37see157

Пакистан запускает ASAN xidmət

15 Января 2026 19:41see157

Мачадо вручила Трампу Нобелевскую премию мира в Белом доме

16 Января 2026 08:16see156

Власти Кыргызстана ограничили долю русскоязычного контента на ТВ Minval Politika

16 Января 2026 16:58see155

LIVE: Карабах и Заглембе быстро обменялись голами

16 Января 2026 19:16see153

В Серпухове горит электроподстанция, часть города обесточена ВИДЕО / ФОТО

17 Января 2026 09:42see149

Трамп заявил, что готов остановить девятую войну

17 Января 2026 00:43see139
newsПоследние новости
Самые свежие и актуальные события дня