Эксперты о попытках США примирить Турцию и Израиль: Ни Анкара, ни Тель Авив не откажутся от своих позиций в Сирии
Icma.az, ссылаясь на сайт Minval, передает.
Состоялись переговоры между премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху и президентом США Дональдом Трампом. Известно, что стороны обсудили два ключевых вопроса: напряженную обстановку вокруг Ирана и возможности расширения торгово-экономического сотрудничества между США и Израилем. Кроме того, сообщается, что израильский премьер попросил своего визави оказать содействие налаживанию отношений между Тель-Авивом и Анкарой.
Какие шаги предпримет Трамп, чтобы помочь нормализации связей двух сторон? Какие доводы американский лидер намерен привести президенту Турции Эрдогану? Не мотивировано ли обращение Нетаньяху к Трампу желанием Израиля избежать военной активности с территории Сирии?
Политолог, представитель Всемирного фонда горских евреев СТМЭГИ в Азербайджане Фуад Хаимов, отвечая на вопросы Minval.az, заявил, что одним из главных вопросов, которые обсуждались во время вчерашних переговоров между Дональдом Трампом и Биньямином Нетаньяху, стали отношения между Израилем и Турцией: два региональных лидера, которые на протяжении долгого времени ведут против друг друга недружественную политику, могут столкнуться напрямую в Сирии.

По его словам, Сирия является краеугольной страной на Ближнем Востоке. История показала, что контроль над Сирией позволяет контролировать практически всю логистику на Ближнем Востоке. Израиль, который миновала опасность иранской так называемой оси сопротивления, разрушил широкую сеть поставок оружия «Хезболле», а также иранским ополченцам в Сирии, встал у порога очередной проблемы, а именно — новых сирийских террористических группировок, корни которых уходят в в «Аль-Каиду» и ИГИЛ.
«Поэтому Израилю необходимо также иметь развязанные руки при уничтожении опасности. Единственное, что может помешать этому — турецкое присутствие в виде военных баз. Отказаться от «сирийского неба» Израиль ни при каких условиях не может, что приведет к прямому столкновению с Турцией. Два союзника США в прямой военной конфронтации, это не то, что надо, и не приведет к миру на Ближнем Востоке», — отметил политолог.
Поэтому, добавил Хаимов, переговоры Нетаньяху с Трампом касались зон влияния в Сирии.
«Турция не откажется от контроля северной Сирии, так как это прямая угроза турецкой безопасности, а Израиль никому не отдаст юг, где проживают друзы, имеющие тесные связи с Израилем», — считает эксперт.
Скорее всего, предположил политолог, эти первоначальные переговоры станут фундаментом для будущих, которые состоятся после решения иранской проблемы, поскольку ситуация в Иране может существенно поменять карту Ближнего Востока.
«А хаос, который может возникнуть, сблизит позиции Турции и Израиля, что поможет решить геополитические задачи в Сирии двух стран», — заключил Хаимов.
Израильский политолог Давид Гендельман считает, что нынешний кризис в отношениях между Турцией и Израилем начался на фоне войны в Газе.

«Во время прошлых войн и операций в Газе идейно близкий «Братьям-мусульманам» и ХАМАС Эрдоган тоже занимал крайне антиизраильскую позицию, но это оставалось на уровне весьма враждебной, но всего лишь риторики. В этот раз весной 2024 года он перешел и к практическим шагам в виде ограничения торговых отношений Турции с Израилем. Так как нынешняя война в Газе длительная и не прекращается, Эрдоган тоже не снижает накал и недавно публично пожелал, чтобы Аллах уничтожил Израиль», — отметил эксперт.
Следующей ступенью эскалации стали события в Сирии, указал политолог.
«Свержение Асада в конце 2024 года произошло при турецкой поддержке, и Эрдоган хочет получить за это от нового сирийского режима политические и военные преференции и вообще расширить политическое влияние Турции в рамках общего неоосманского проекта, как он делает на Кавказе, в Африке и других регионах. В прикладном аспекте речь пока идет о развертывании турецких войск на базах в центральной Сирии, прежде всего в плане РЛС, ПВО и возможно ВВС, также говорят про обучение турками новой сирийской армии», — сказал Гендельман.
По его словам, Турция как вторая по численности армия НАТО представляет серьезную угрозу в плане сухопутных, воздушных и морских возможностей, поэтому на фоне политической конфронтации ее приближение к израильским границам воспринимается в Израиле крайне настороженно.
«Возможные турецкие ограничения свободы действий ВВС Израиля в Сирии нежелательны и сами по себе, и в рамках возможного удара по Ирану, и как опасность прямого столкновения. Еще в декабре 2024 года комиссия Нагеля по пересмотру оборонной доктрины и строительства вооруженных сил рекомендовала готовиться к сценарию «изменения намерений» в странах, с которыми у Израиля сейчас нет активного военного конфликта, но их возможности могут представлять опасность, как Турция и Египет. И недавние удары ВВС Израиля по сирийским авиабазам T-4 и Пальмира были направлены не только на уничтожение остатков собственно сирийских военных возможностей, но и на затруднение турецкого развертывания», — указал эксперт.
В то же время, отметил политолог, параллельно с ростом конфронтации идут и примирительные заявления, в частности министр иностранных дел Турции Хакан Фидан заявил, что Турция не ищет конфликта с Израилем.
«Между двумя странами сейчас ведутся переговоры о нахождении рамок сосуществования в Сирии без столкновений, и президент Трамп также заявил, что может поспособствовать турецко-израильскому диалогу благодаря своим хорошим отношениям с Эрдоганом. При желании США много чего могут предложить Турции, от продолжения участия в программе F-35 до различных экономических преференций.
В любом случае мы видим, что на севере для Израиля враждебная шиитская исламистская ось Иран-Сирия меняется на враждебную суннитскую исламистскую ось Турция-Сирия, и обе оси заодно поддерживают ХАМАС. Турция пока не настолько ярый противник Израиля, как иранский, и есть возможность тут и там договориться по конкретным вопросам, но в целом расслабляться никогда нельзя, враги только меняются, но не исчезают», — заключил Гендельман.


