Эльчин Амирбеков в интервью изданию To Vima: Армения и Азербайджан никогда не были так близки к миру
Icma.az информирует, ссылаясь на сайт Media az.
Сохранение независимой политической позиции, не зависящей ни от одного геополитического центра, мы считаем одним из основных условий нашего суверенитета и независимости.
Об этом заявил представитель Президента Азербайджанской Республики по особым поручениям Эльчин Амирбеков в интервью греческому изданию To Vima.
Дипломат прояснил постоянно развивающуюся геополитическую стратегию Азербайджана, подтвердив приверженность Баку прагматичному и сбалансированному внешнеполитическому курсу на фоне глобальных потрясений. Э.Амирбеков представил видение Азербайджана как суверенного и независимого актора, не привязанного к единственному международному центру силы, от углубления энергетических и дипломатических связей с Европейским союзом до продвижения к миру с Арменией. Касаясь региональных конфликтов, таких как война в Украине и напряженность на Ближнем Востоке, он рассказал о предстоящих вызовах и возможностях в контексте усилий страны по укреплению отношений с Грецией и обеспечению стабильности дипломатическим путем.
Представляем данное интервью:
- Вы отметили, что Баку стремится строить прагматичные отношения со всеми сильными международными игроками и не хочет зависеть ни от одного геополитического центра. Как бы вы объяснили эту позицию? Кто эти игроки? Входит ли сюда Евросоюз?
- Спасибо за ваш вопрос. Я хотел бы отметить, что Азербайджан проводит многовекторную, сбалансированную и прагматичную внешнюю политику, основанную на национальных интересах. Другими словами, учитывая наше географическое положение, мы стремились строить предсказуемые и позитивные отношения с нашими соседями (за исключением только Армении), не присоединяясь к прозападным или провосточным альянсам. Но поскольку конфликт с АР уже позади, теперь мы пытаемся открыть новую страницу и с Ереваном.
Сохранение независимой политической позиции, не зависящей ни от одного геополитического центра, мы считаем одним из основных условий нашего суверенитета и независимости. Как говорится, нельзя класть все яйца в одну корзину. Поэтому мы строим прагматичные отношения с авторитетными международными центрами силы, такими как США, ЕС, а также с крупными соседями, такими как Турция, Иран и Россия. Исходя из этого, различные стороны нас воспринимают как надежного партнера. Думаю, что внешняя политика Азербайджана в этом отношении уникальна.
- А считаете ли вы Европейский союз союзником?
- Да, мы считаем ЕС одним из наших стратегических партнеров. У нас давно налажено тесное сотрудничество в энергетической сфере. Это особенно важно сейчас, на фоне текущей геополитической напряженности, учитывая российско-украинскую войну и ее влияние на отношения между Евросоюзом и Москвой.
Азербайджан решительно настроен быть одним из поставщиков альтернативных источников энергии. Официальный Баку гордится тем, что вносит вклад в энергетическую безопасность Европы, уже экспортируя природный газ и сырую нефть в более чем 10 стран-членов ЕС. Одним из важных факторов, объединяющих Азербайджан и Грецию, является Южный газовый коридор и его сегмент TAP (Трансадриатический газопровод), проходящий через Грецию. Таким образом, Греция как транзитная страна и Азербайджан как поставщик газа активно участвуют в обеспечении европейской энергетической безопасности.
Но наши отношения с Евросоюзом не ограничиваются только энергетической сферой. В этом году мы наблюдали положительную динамику и желание Брюсселя перестроить отношения с Азербайджаном. После некоторого перерыва уже происходят контакты между сторонами на самом высоком уровне. В последний раз в рамках саммита Европейского политического сообщества в Тиране состоялась встреча Президента Ильхама Алиева с президентом ЕС Антониу Коштой и главой Европейской комиссии Урсулой фон дер Ляйен. Еще раньше, в апреле, верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности, вице-президент Еврокомиссии Кая Каллас посетила Баку.
В результате всего этого, в мае состоялся диалог по безопасности с ЕС, а в июне в Брюсселе прошли очередные энергетические переговоры. Следует отметить, что мы не ограничиваем сотрудничество в энергетической сфере только нефтью и газом, но также намерены диверсифицировать его, охватывая сферу «зеленой» энергетики, учитывая потенциал Азербайджана в области возобновляемой энергии. Мы планируем экспортировать электроэнергию на европейские рынки через кабель, который будет проложен под Каспийским и Черным морями, в рамках сотрудничества с рядом стран-членов ЕС. В этом отношении мы стремимся стать одной из стран, экспортирующих «зеленую» энергию в Европу.
Другая область - транспортные связи. Транскаспийский международный транспортный коридор, называемый Средним коридором, соединяет Центральную Азию с Южным Кавказом, а в более широком смысле - Азию с Европой. В этом отношении транспорт и связи выступают как одно из важных направлений, где сотрудничество с Евросоюзом может быть расширено. Именно поэтому в ближайшее время мы планируем начать диалог с ЕС по транспорту. Также, в зависимости от меняющихся реалий в регионе, мы уже согласовали с Европейским союзом пересмотр наших приоритетов сотрудничества и возобновление переговоров по новому двустороннему соглашению
В качестве ответа на ваш вопрос, все эти примеры показывают, что между Евросоюзом и Баку происходит переход к качественно новому этапу отношений. Это отвечает интересам как нашим, так и ЕС, особенно если учесть историю сотрудничества Азербайджана с Европейским союзом, географическое положение, природные ресурсы и роль моста, соединяющего Европу с Центральной Азией. Поэтому, на мой взгляд, ЕС и Баку справедливо заинтересованы в углублении этого партнерства и выведении его на уровень стратегического сотрудничества, охватывающего не только энергетику, но и другие важные сферы.
- Учитывая, что не наблюдается никаких признаков того, что Россия и президент Путин хотят мира, беспокоит ли вас затягивание украинской войны? Как это повлияет на Азербайджан?
- У нас нормальные отношения как с Украиной, так и с Россией. Поэтому факторы, указывающие на то, что эта трагедия не близится к скорому завершению, нас серьезно беспокоят. Мы знаем, что международное сообщество делает все возможное, чтобы остановить это кровопролитие. Мы верим, что единственный реальный выход - мирные переговоры. Однако на фоне сложности ситуации и резких противоречий в позициях сторон будет очень трудно найти правильную формулу решения.
- Но ведь Россия - агрессор, напала на суверенную страну.
- Азербайджан четко обозначил свою позицию по этому вопросу: мы поддерживаем территориальную целостность и суверенитет Украины в соответствии с международным правом. Потому что сами испытали горькие последствия нарушения международного права, пятая часть наших земель находилась под иностранной оккупацией в течение 30 лет.
Однако мы понимаем, что военного решения этой проблемы не существует. ЕС, США и другие ответственные акторы, желающие положить конец этой трагедии, также придерживаются этого мнения.
- В начале интервью вы отметили, что есть прогресс в отношениях с Арменией. Верите ли вы, что после долгих лет близитесь к миру и установлению нормальных отношений с Ереваном? Насколько я знаю, вы были членом переговорной группы, поэтому детали процесса должны быть вам хорошо известны.
- Да, могу подтвердить, что Армения и Азербайджан никогда не были так близки к миру. Особенно я могу сказать это, основываясь на реальном прогрессе, которого мы достигли с тех пор, как начали конкретные переговоры по тексту мирного соглашения.
Должен отметить, что сразу после Второй Карабахской войны Азербайджан выдвинул фундаментальные принципы, составляющие основу мирного соглашения. На основе этих принципов мы подготовили и представили Армении мирное соглашение. Два с половиной года спустя, в марте 2025 года, министерства иностранных дел обеих стран объявили о согласовании текста мирного соглашения. Теперь же для подписания соглашения нужно предпринять необходимые шаги, чтобы этот мир был надежным, устойчивым и необратимым. В этом отношении мы должны убедиться, что текст мирного соглашения не противоречит правовым и конституционным рамкам обеих стран. Здесь возникает основная проблема, связанная с конституцией Армении. Потому что в ней все еще сохраняется территориальная претензия к Баку, особенно к Карабаху.
Ясно, что эта Конституция была принята в начале 1990-х годов, поэтому она не отражает ни сегодняшние реалии, ни нынешнюю позицию правительства Еревана. Премьер-министр Пашинян и его команда неоднократно заявляли, что признают суверенитет Азербайджана над Карабахом, что означает признание территориальной целостности нашей страны. Именно это и отражено в тексте мирного соглашения. Однако это противоречие между конституцией Армении и мирным соглашением неприемлемо и должно быть устранено, поскольку может серьезно навредить возможностям обеспечения устойчивого мира.
- Но изменить конституцию никогда не было легко. По крайней мере, такой вывод можно сделать, ссылаясь на пример Греции.
- Мы это понимаем, но в истории есть множество примеров, когда конституции, противоречащие миру, менялись ради его достижения. Можно упомянуть Северную Македонию или Ирландию. В «Соглашении Страстной пятницы» (Good Friday Agreement) Ирландия должна была устранить территориальную претензию в отношении Северной Ирландии ради достижения долгосрочного мира. Даже если мы согласимся, что это нелегко, это единственный необходимый путь для обеспечения устойчивого мира в долгосрочной перспективе.
На самом деле, если посмотреть на суть наших ожиданий от Армении, здесь нет ничего необычного. Мы просто хотим, чтобы они подтвердили в своих юридических документах свою нынешнюю официальную позицию, заявляющую, что Карабах является частью Азербайджана. Мы не хотим, чтобы конституция использовалась как противоречащий мирному соглашению фактор, создающий новое беспокойство или механизм, способный аннулировать соглашение. Поэтому я думаю, что у Еревана есть веские причины привести свои конституционные рамки в соответствие со своей фактической позицией.
- Теперь поговорим об отношениях между Афинами и Баку. Вы находитесь с деловым визитом в Греции, укрепляются ли наши отношения?
- Думаю, что 2024 год можно считать успешным в плане двусторонних отношений. Мы рады возобновлению политического диалога между двумя странами после долгого перерыва. Мы с удовлетворением отмечаем проведение политических консультаций между министерствами иностранных дел обеих стран в Баку в прошлом году. В прошлом году также, после восьмилетнего перерыва, мы провели заседание Совместной комиссии по экономическому, промышленному и технологическому сотрудничеству между правительствами Азербайджанской Республики и Греческой Республики, на котором был принят план действий в качестве возможного сотрудничества и определены конкретные области для практического взаимодействия. Кроме того, в последнее время состоялись встречи между нашими министрами иностранных дел.
Визит премьер-министра Кириакоса Мицотакиса в Баку в ноябре 2024 года для участия в климатическом саммите COP29 стал важным событием в этом отношении. Мы высоко оценили визит греческого премьер-министра в нашу страну, который воспользовался возможностью, созданной этим визитом, для проведения двусторонней встречи и полезных обсуждений с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Они уже встречались ранее на церемонии открытия Греко-болгарского газового интерконнектора в Софии. Встреча в Баку завершилась продуктивным и полезным обменом мнениями в плане дальнейшего продвижения наших двусторонних отношений.
Мы установили дипломатические отношения с Грецией в 1992 году. За прошедшие 33 года в наших отношениях в определенные периоды существовали связи высокого уровня, по крайней мере, мы были настроены на одни и те же цели в энергетической сфере. Теперь же мы входим в состав Южного газового коридора, который является важнейшим механизмом для доставки природного газа на западные рынки.
Одной из областей, которую наши страны могли бы развивать, является торговля. Я считаю, что текущие показатели в торговом обороте не полностью отражают существующий потенциал. Мы верим, что наша двусторонняя торговля может быть увеличена как по ассортименту, так и по объему. Заседание Межправительственной комиссии было важным в этом отношении, поскольку на нем были определены конкретные направления, в которых мы могли бы развивать наше сотрудничество в таких областях, как торговля и инвестиции, сельское хозяйство, транспорт, здравоохранение, туризм и культура.
Еще один важный момент заключается в том, что официальные Афины и Баку признают, что отношения между Грецией и Азербайджаном должны быть свободны от любого внешнего влияния. Почему мы это говорим? Я не стал бы называть конкретную страну, но можно предположить, что не все довольны этими отношениями. Например, Армения, которая имеет очень тесные связи с Грецией. Тем не менее, мы отвергаем подход «игры с нулевой суммой» (zero-sum game) и твердо верим в то, что наличие у одной страны прочных отношений с другой страной не должно мешать ей устанавливать хорошие связи с третьей страной. Главным критерием здесь должна быть оценка каждой страной своих национальных интересов. Сегодня же я думаю, что все шире распространяется мнение о том, что Греция может установить одинаково хорошие отношения как с Арменией, так и с Азербайджаном.
Я полагаю, что для продвижения вперед в отношениях мы не должны позволять внешним влияниям делать наши отношения своими заложниками. У нас достаточно причин и возможностей для эффективного развития этих отношений. Поэтому я считаю, что в наших связях наблюдается прогресс.
Мы очень рады, что компания Aegean Airlines возобновила прямые рейсы между Афинами и Баку. Как я слышал, самолеты заполнены, что свидетельствует о большом интересе греков и азербайджанцев к открытию для себя стран и культур друг друга и укрепляет связи между народами. У нас всегда было очень положительное впечатление о древнегреческой культуре, истории, музыке и других областях. В Азербайджане в университетах также преподается греческий язык, и многие азербайджанцы хотят изучать его как иностранный. Аналогичное направление может быть реализовано и в греческих университетах. Наконец, мы должны уделять больше внимания развитию наших межпарламентских связей, поскольку мы верим в эффективность парламентской дипломатии. Я считаю, что члены парламента как избранные представители народа играют особую роль в укреплении дружеских связей. По-моему, наши страны заслуживают здоровых отношений, не зависящих от других факторов, и я рад, что этот подход разделяется и моими греческими коллегами.
- И последний вопрос. Он касается Ближнего Востока. Вы упомянули о ваших отношениях с Ираном. Мы внимательно следили за бомбардировкой Ирана. Что вы думаете о происходящем на Ближнем Востоке после этих событий? У вас оптимистичный настрой?
- Это вопрос, на который очень трудно ответить. Если бы у меня был магический шар, я бы сказал, но его нет. Считаю, что как Азербайджан, так и Греция, будучи странами, которые некоторые считают частью Большого Ближнего Востока, склонны поддерживать усилия, направленные на снижение напряженности. Мы испытывали глубокую обеспокоенность по поводу военной эскалации в нашем регионе и решительно ее осудили. Естественно, мы всегда поддерживаем разрешение различий между народами путем диалога и дипломатии. Потому что мы неоднократно видели, что выбор военного варианта редко приводит к чуду. Войны влияют как на региональную, так и на международную стабильность и безопасность. Особенно в этом конфликте между двумя близкими нам странами: Ираном - нашим историческим соседом, с которым у нас много общей истории и развитые прагматичные экономические связи, и Израилем - стратегическим партнером как для Азербайджана, так и для Греции. Поэтому мы будем стараться побуждать обе стороны отдавать предпочтение дипломатическим и политическим путям для решения своих проблем.
- Спасибо!
- Благодарю вас!
Источник: Oxu.az


