Глава департамента Нацполиции Украины: Мы готовы к сотрудничеству с Азербайджаном и другими странами
Icma.az информирует, ссылаясь на сайт Media az.
Начальник Департамента уголовного розыска Национальной полиции Украины генерал полиции Вадим Дзюбинский в интервью Report рассказал о статистике преступлений военного времени в Украине, лицах, объявленных в международный розыск, диверсиях и многом другом.
- Какова статистика преступлений в военное время? По каким фактам возбуждено больше уголовных дел?
- В военное время мы по отдельности ведем статистику преступлений, связанных и не связанных с войной. В целом преступность в Украине снизилась по сравнению с предыдущими годами, примерно на 5%. Речь идет об общеуголовных фактах. Если говорить об особо тяжких преступлениях, с которыми работает мой департамент, динамика снижения по отдельным видам преступлений различна. Например, в 2024-м число умышленных убийств снизилось на 47 фактов по сравнению с предыдущим годом, причинений тяжкого вреда здоровью – на 13, изнасилований - на 35.
Кражи из домов граждан, квартир, жилых помещений же значительно сократились за год - на 4 500 фактов, незаконный захват транспортных средств – на 423, вооруженные ограбления – на 78. Правда, есть объективные и субъективные причины. Очевидно, что введение комендантского часа, обилие патрулей и постов на улицах украинских городов повлияли на снижение уличной преступности.
После того, как мы освободили часть территорий от оккупации, от местных жителей, женщин начали поступать обращения об изнасилованиях военнослужащими Российской Федерации. Сейчас я не могу назвать точную цифру, но фактов достаточно. Аналогичная ситуация наблюдается на территориях, которые все еще находятся под оккупацией.
- Правоохранительные органы объявляли кого-либо в международный розыск за военные преступления?
- Конечно. Мы постоянно выявляем таких преступников. Сформирован целый отдел в нашем департаменте, который занимается исключительно военными преступлениями. В настоящее время мы ведем несколько уголовных дел в отношении конкретных военнослужащих российской армии. Материалами мы делимся с международными партнерами, в том числе для объявления их в международный розыск.
- Насколько активны диверсионные группы? В каким направлениям они в частности совершают атаки?
- Фокус российских спецслужб – ФСБ и прочих – постоянно меняется. Они перестраиваются, организуя диверсии. Есть активные диверсионные группы, которые действуют именно на демаркационной линии и линии фронта. Ими занимаются военные и полиция.
Первые диверсии начались с поджогов релейных шкафов. Впоследствии они начали поджигать военные машины, а также автомобили Сил обороны. Новый вид провокаций – это установка взрывных устройств, попытка взорвать административные здания территориального центра комплектования и пуск взрывных устройств в непосредственной близости от полицейских участков.
В прошлом году произошло 7 инцидентов с атаками диверсионных групп, все преступники были задержаны. Удалось подтвердить связь между этими диверсантами и спецслужбами РФ. Полиция задержала в целом 2 968 человек, занимавшихся коллаборационной деятельностью.
- Планирует ли украинская полиция обмен опытом с какой-то страной в ближайшее время? Например, с Азербайджаном.
- После окончания военного положения криминальная обстановка в стране может на некоторое время обостриться и полиция принимает все меры, чтобы этого не допустить. Основная проблема, с которой может столкнуться наше государство и общество, это большое количество огнестрельного оружия, которое окажется в незаконном обороте, в руках граждан после военного положения. Мы подходим к этому вопросу комплексно. Во-первых, правоохранительные органы ежедневно проводят работу по выявлению имеющегося у граждан огнестрельного оружия, крупных складов боеприпасов. Также мы выявляем и перекрываем каналы передачи боеприпасов с линии фронта в мирные районы.
Одним из важных шагов стало принятие в Украине беспрецедентного в мире нового закона «О декларировании огнестрельного оружия». Речь идет об оружии, которое фактически хранилось у граждан незаконно. Любой житель с незарегистрированным огнестрельным оружием в руках может прийти в полицию и зарегистрировать его. Полиция не конфискует это оружие, а вернет гражданину на время военного положения, чтобы он мог использовать его против военной агрессии России.
Более того, государство предоставляет возможность и право хранить, легализовать оружие и после военного положения. Единственное, что нужно будет сделать, это выполнить стандартные процедуры регистрации любого оружия в соответствии с законом. Однако гражданские лица не могут владеть автоматическим оружием или винтовками. Закон вступил в силу в ноябре прошлого года, и с тех пор в полицию обратились 3 873 человека, которые заявили 4 239 единиц огнестрельного оружия и 1 млн 157 тыс. патронов к этому оружию. Люди сделали это, так как не хотят нести ответственность за незаконное хранение оружия.
Что касается сотрудничества, оно налажено со всеми нашими партнерами, в первую очередь европейцами. Уверен, что наше государство и впредь будет использовать опыт военнослужащих, которые в настоящее время участвуют в боевых действиях. Это необходимо в первую очередь для защиты государства. Ведь даже после окончания военного положения нет гарантии, что оно не возобновится. Во-вторых, опыт нашей армии полезен и для других государств. Никто не оставит армию на произвол судьбы.
Мы приложим максимум усилий, чтобы не допустить бандитизма в стране. Мы не Советский Союз, и сейчас не постсоветское время, и не Афганистан. Существует понятие послевоенной программы. Считаю, что есть место для сотрудничества с Азербайджаном, и мы открыты для этого.
- Какие реформы происходят в полиции Украины, учитывая статус кандидата в членство в Европейском союзе? Какие программы вы применяете?
- Реформы ведутся, мы в полном объеме приступили к имплементации законодательства Украины, в частности уголовного законодательства, оперативно-следственной деятельности, чтобы привести его в соответствие со стандартами Европейского союза.
Мы постоянно разрабатываем различные системы обеспечения правопорядка. Например, для создания безопасной среды обучения в учебных заведениях.
В 2024 году в Украине были зарегистрированы 1 100 убийств, не связанных с войной, из них 6 все еще нераскрыты. Представьте, что лишь 6 из 1 100 преступлений.
Сотрудники полиции занимаются эвакуацией граждан, доставкой продовольствия и медикаментов, в том числе на линию соприкосновения на фронте. Результаты нашей работы удивляют зарубежных коллег, они используют наш опыт.
Всю систему нельзя судить по отдельным неприятным фактам. Для меня важно мирное проживание граждан Украины и их безопасность.


