Готова ли Армения отказаться от территориальных претензий к Турции? АНАЛИТИКА
Как передает Icma.az, со ссылкой на сайт Media az.
Накануне, 24 апреля, в Армении предельно накалились страсти по поводу так называемого «геноцида армян в Османской империи». Дело доходит даже до мордобоя в стенах парламента. Что, впрочем, неудивительно, ведь ежегодно отмечаемая армянством «дата» явно теряет свою политическую «актуальность».
В то время как националистическая, антитурецкая армянская публика пытается удержать эту самую «актуальность» на плаву, показателем чего являются и попытки армянских оппозиционеров продвинуть законопроект о криминализации отрицания «геноцида», правительство Никола Пашиняна выражает «новый подход». Его представители, вслед за самим премьер-министром, подтверждают, что международное признание «геноцида армян» отныне не входит в число внешнеполитических приоритетов Армении.
Очевидно, что позиция армянского руководства обусловлена все большим осознанием бесперспективности многолетних усилий по продвижению нарратива о пресловутом «геноциде» на международной арене. Четыре года назад армянское лобби даже добилось его признания со стороны тогдашней администрации США, возглавляемой Джо Байденом. Ну и что? Это решение Белого дома ничуть не приблизило носителей «великоармянской» идеологии к вожделенной цели - выдвижению на мировом уровне перед Турцией требований финансовой и, даже, территориальной «компенсации» в пользу Армении и армянства.
Однако гораздо более весомо то, что Пашинян и его окружение, похоже, отдают себе отчет в следующем: дальнейшие претензии насчет «геноцида» являются серьезным барьером на пути чрезвычайно необходимой для сколь-нибудь достойного развития Армении нормализации ее отношений с Турцией. Как очевидно и то, что подвижки в мировосприятии армянского правительства стали следствием не его добровольного выбора, а новой региональной реальности. Реальности, утвердившейся в результате Победы Азербайджана в Отечественной войне и краха оккупационной политики Армении.
Между тем, именно в поствоенных условиях у Армении появился реальный шанс на выживание, преодоление изоляции, в которой эта страна находится как раз из-за 30-летней оккупации ею азербайджанских территорий. Но возможность выхода Армении из тупика связана исключительно с нормализацией отношений с тюркскими соседями - не только с Азербайджаном, государством-победителем, но и с союзной ему Турцией. На это указывает и твердая позиция официальной Анкары, согласно которой налаживание турецко-армянских отношений возможно лишь после заключения мирного договора между Азербайджаном и Арменией.
В этом смысле необходимо учесть одно принципиально важное обстоятельство, по-настоящему актуальное и с учетом антитурецкого остервенения, присущего немалой части армянской политической элиты и буквально выплескивающегося наружу в очередные «годовщины геноцида»: как известно, ключевым требованием Баку на пути заключения мирного договора с Арменией является изменение ее Конституции, в которой, со ссылкой на содержащиеся в «Декларации о независимости» «общенациональные цели», содержатся территориальные претензии к Азербайджану. Между тем, армянская Конституция, со ссылкой на те же «общенациональные цели», зафиксированные в «Декларации о независимости», содержит и территориальные претензии к Турции. Речь идет о заявленной поддержке Республикой Армения «дела международного признания геноцида армян 1915 года в Османской Турции и Западной Армении» (под последней подразумевается Восточная Анатолия - часть территории Турецкой Республики). Не говоря уже о столь явном свидетельстве посягательства на территорию Турции, как наличие на гербе Армении изображения турецкой горы Агрыдаг.
Все это - прямые доказательства территориальных претензий Армении к Турции, требующие, разумеется, своего немедленного устранения, наряду с территориальными претензиями Армении к Азербайджану. Поэтому изменение Конституции Армении является насущной потребностью дня, оно должно стать политико-правовым подтверждением декларируемого правительством Пашиняна отказа армянской стороны от территориальных претензий к соседям. Отказа от вынашивания любых экспансионистских и агрессивных планов вообще. Лишь в этом случае может реально состояться не только азербайджано-армянское, но и турецко-армянское урегулирование.
На днях Пашинян заявил о том, что «в тексте новой Конституции не должно быть ссылки на Декларацию о независимости. Но решать должен народ Армении». Доведет ли армянское правительство до логического завершения декларируемую линию на нормализацию отношений с соседними тюркскими государствами? И каким в конечном итоге будет «решение народа Армении»? Вопросы поистине судьбоносные для Пашиняна и возглавляемой им страны. Ибо без мира и сотрудничества с Азербайджаном и Турцией у Армении просто нет будущего.
Источник: Oxu.Az


