И Чиполлино подкупили и приручили новое время и старое исскусство
Icma.az сообщает, ссылаясь на сайт Haqqin.
Это случилось несколько лет назад. В Театре на Таганке решили вернуть на сцену старого доброго Чиполлино. Родители, воспитанные на героике Джанни Родари и революционных сказках, с воодушевлением ведут своих детей на спектакль: мол, сейчас вы увидите, как надо бороться с угнетателями!
И всё действительно идёт по сценарию: принц Лимон гнёт овощей налогами, за протест — в тюрьму, а маленький луковый Чиполлино пускается в авантюру вместе с Тыквой, Грушей и Кактусом. Зритель внутренне аплодирует: ну, сейчас они покажут!
Чиполлино больше не революционер
Но внезапно — финт ушами: вместо того чтобы свергнуть Лимона, Чиполлино… подчиняется ему. А Лимон, расчувствовавшись, снижает овощам налоги. Все обнимаются. Революция отменяется. Тиран оказался не тираном, а недопонятым.
Родители в полном недоумении: где восстание масс, где классовый гнев? Режиссёр пожимает плечами: мол, я против революций. Пусть лучше дети учатся мирному сосуществованию — даже с цитрусовыми. Ведь революция — это кровь, потрясения, историческое беспокойство. А тут — элегантная идея: если все будут хорошими, конфликтов не будет вовсе.
Как говорится, мир и лимоны.
Лимон - не тиран, он - недопонятый
То есть, угнетатели давят, потому что их не слушают. А если послушаться, то они растают. Как сахар в чае. Или как тираны в сказке.
Этот театр абсурда вполне бы устроил известного левого социолога, философа и писателя Вальтера Беньямина, который ещё в 30-х писал: фашизм эстетизирует политику — то есть, прикрывает авторитаризм театром и симфонией. Коммунизм же, напротив, политизирует эстетику - превращает мораль, искусство и классику в оружие борьбы.
И, что характерно, второе — куда честнее. Потому что герои того времени были частью политической борьбы, а не театральной декорацией. Сегодня же их сменили персонажи попроще. И зачастую — странные.
А в "Ревизоре" отменили взятки
А всё потому, что если превратить культуру в шоу, то и зритель изменится. Он начнёт верить, что тиран может стать добрячком, а луковка — улыбчивым дипломатом.
Что дальше? В «Ревизоре» отменят взятки, а городничий станет коучем? В «Муму» хозяйка спасёт Герасима от депрессии и заведёт ему лабрадора? А Раскольников и старуха-процентщица откроют общий благотворительный фонд?
Что ж, может и так.
Но финальный штрих — детский вопрос из зала:
- Папа, почему все герои так покорно слушаются Лимона?
- Потому что они овощи, сынок…


