Иран Азербайджан: стремление и тенденции к улучшению взаимных отношений
Как передает Icma.az, основываясь на информации сайта Media az.
Хорошие отношения с соседями – один из ключевых приоритетов внешней политики Азербайджана. Ярким примером тому служит тесный союз с Турцией и стратегическое партнерство с Грузией. Нет препятствий и для развития диалога с Ираном. Недавний визит в Баку нового президента ИРИ Масуда Пезешкиана стал важным шагом в этом направлении. А то обстоятельство, что он является еще и этническим азербайджанцем, безусловно, говорит нам о появлении исторической возможности для укрепления связей между двумя соседними государствами.
У нас довольно протяженная сухопутная граница, по обе стороны от которой живут люди, говорящие на одном языке. Их также сближают глубокие исторические и культурные корни. И если улучшить политические отношения, ввести облегченные правила приграничной торговли, это внесет огромный вклад во взаимное доверие между двумя народами.
Что касается Азербайджана, его отношение к Ирану всегда было доброжелательным. Основной подход Баку – мирное сосуществование двух политических систем, невмешательство во внутренние дела, уважение выбора и политика добрососедства. В этом контексте стоит напомнить о формуле «3+3» – инициативе, выдвинутой Азербайджаном после 44-дневной войны и предусматривающей тесное участие Ирана в региональных процессах.
Тут можно вспомнить и продолжающееся строительство железной дороги Решт – Астара, которая должна объединить железнодорожную инфраструктуру Азербайджана и Ирана. Запуск этого проекта, безусловно, окажет весьма положительное влияние на развитие отношений между нашими странами.
Есть и другие возможности для сближения. Стоит лишь вспомнить, что наши две страны состоят в целом ряде международных структур – это Организация исламского сотрудничества (ОИС), Организация экономического сотрудничества восьми развивающихся стран (D-8), Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), Организация экономического сотрудничества (ОЭС). И мы продолжаем развивать взаимодействие в рамках этих форматов.
Могут ли Тегеран и Баку преодолеть все имеющиеся на сегодня препятствия и продолжить вектор развития добрососедских отношений? Своими мыслями относительно будущего ирано-азербайджанских отношений с Media.Az поделились известные эксперты.
Политолог, старший советник Бакинского международного центра мультикультурализма Тофиг Аббасов отметил, что у Азербайджана и Ирана масса возможностей для того, чтобы развивать добрососедские отношения.

«У нас действительно очень много общего в истории. Тут, конечно же, имеет большое значение этнический фактор, выбор геополитических векторов развития. Безусловно, у Баку и Тегерана масса возможностей для того, чтобы складывать воедино наши усилия в плане региональной интеграции. Речь здесь идет в первую очередь об эксплуатации перспективных транспортно-коммуникационных проектов. Это, в частности, такие коридоры, как Север-Юг, Восток-Запад, Юг-Запад и др. Иными словами, здесь есть большая комбинация возможностей, где Азербайджан и Иран просто обречены быть, как говорится, в одной упряжке. Это позволит, во-первых, получить им большие дивиденды и, во-вторых, наращивать запас прочности в плане диверсификации.
Тегеран уже сейчас пересматривает свои приоритеты. В то же время у Азербайджана идет сближение с Китаем, нарастает и энергетическое взаимодействие с Европой. Да, мы не можем позволить себе простаивать и на таких важных направлениях, как тюркское единство, однако во всем этом нет абсолютно ничего враждебного по отношению к Ирану», – сказал эксперт.
По его мнению, прагматизм как основной показатель здравой политики и рационального подхода должен сыграть свою роль.
«Нам необходимо, во-первых, наращивать двусторонний торговый экономический оборот, потому что он ничтожно мал для наших общих возможностей. У Азербайджана и Ирана прекрасные возможности для перевалки грузов на международных маршрутах. Это тоже очень выгодное направление нашего сотрудничества.
С другой стороны, есть еще региональные проекты, которые тоже стимулируют нас к тому, чтобы мы взаимодействовали друг с другом. В частности, это энергетические инициативы, например, гидроузлы вдоль реки Араз. Мы их совместно разрабатывали и сегодня сообща эксплуатируем», – подчеркнул политолог.
Он отметил, что в регионе появилась новая геополитическая реальность.
«Ранее Армения пыталась поддерживать напряжение между Баку и Тегераном. Однако теперь мы это препятствие тоже преодолели. И мне кажется, что новые геополитические, геоэкономические реалии нашего региона уже имеют явный перевес в сторону определенности. Так, сейчас, после встречи в верхах в Баку многое прояснилось. Подписанные между Азербайджаном и Ираном документы указывают на то, что мы связываем большие надежды и планы с будущим. Если за ближайшие годы стороны договорятся о повышении товарооборота до 6 и больше миллиардов долларов, это станет прекрасной возможностью для того, чтобы наши бизнес-круги стали ближе друг другу. Ведь неслучайно Масуд Пезешкиан привез с собой большую группу иранских предпринимателей, и в Баку состоялся совместный бизнес-форум», – напомнил Т.Аббасов.
Эксперт уверен в том, что необходимо развивать и культурные, гуманитарные связи.
«Они как раз таки предоставляют широкое поле деятельности для гражданского сектора двух стран, например, для реализации совместных проектов. Вообще, гуманитарные связи являются своеобразным базисом для того, чтобы и политические кластеры тоже понимали, что народы видят смысл тянуться друг к другу.
Самое главное – надо совместно строить мосты взаимного доверия. Потому что без них всегда отношения бывают или нестабильными, или половинчатыми. Чтобы этого всего не было, мы должны действовать очень решительно и доверять друг другу», – заявил он.
Политолог обозначил еще одно важное поле для взаимодействия – совместную защиту пределов нашего региона от внешнего воздействия. «Вот как раз в этом ключе предложенный президентом Ильхамом Алиевым формат «3+3» был поддержан Тегераном. Потому что и в Баку, и в Тегеране хотят, чтобы вопросы региональной повестки, проблемы регионального характера решались бы лишь с участием стран, которые здесь находятся. То есть любое вмешательство внешних сил всегда гарантирует новые опасности и риски. Поэтому мне кажется, помимо того, что мы поддерживаем друг друга на многих международных площадках, двусторонний формат взаимодействия также имеет прекрасную возможность быть более эффективным и служить интересам наших народов», – добавил Т.Аббасов.
В свою очередь директор Института мировой политики (Кыргызстан) Шерадил Бактыгулов отметил, что государственность Азербайджана и Ирана имеет древние корни и богатые традиции.

«Эти традиции прошли испытание временем. Тяжелые испытания были связаны в первую очередь с действиями третьих стран, имеющих свою выгоду от внесения напряженности как на Южный Кавказ, так и в отношения между Баку и Тегераном. Такое положение дел вызвано уникальным расположением Азербайджана, который находится в сложном и чувствительном регионе мира – на стыке Запада и Востока, в зоне столкновения цивилизаций, на пересечении противоречивых геополитических и геоэкономических интересов разных государств. Однако надо отдать должное властям Азербайджана и Ирана, которые прекрасно понимают такие устремления», – представил свое видение кыргызский эксперт.
Сегодня, считает он, можно констатировать, что официальный Баку создал уникальные модели взаимодействия с ближними и дальними соседями и с международными организациями.
«Например, с Турцией проработана модель «два государства – один народ», для сотрудничества на Южном Кавказе – региональная платформа «3+3», которая объединяет три страны Южного Кавказа (Азербайджан, Армению и Грузию) и три крупные региональные державы (Иран, Россию и Турцию). Идет активная работа в формате многостороннего сотрудничества в рамках ОИС, D-8, СВМДА, ОЭС и другие. В целом Азербайджану удалось создать разные механизмы диалога и сотрудничества с одним из своих ближайших соседей – Ираном. Можно констатировать существование феномена азербайджанской модели внешнеполитической деятельности», – говорит Ш.Бактыгулов.
Он отметил, что сегодня политический и экономический вес Азербайджана значительно возрос.
«Эти успехи являются логическим результатом политического курса, успешно проводимого президентом Ильхамом Алиевым. Внешняя политика Азербайджана характеризуется как последовательная и открытая, в основе которой лежат такие понятия, как мир, принципы уважения международного права, целостности и нерушимости границ, территориальной целостности государств, взаимовыгодного сотрудничества. Главная задача – обеспечение политических гарантий защиты суверенитета и территориальной целостности страны и увязка ее безопасности с системой международной безопасности, установление равноправных экономических, политических и культурных связей.
Такие же устремления есть и во внешней политике Тегерана. У азербайджанцев и иранцев есть схожая пословица: «Близкий сосед лучше дальнего родственника». В этом выражении сконцентрирована вся мудрость и главный принцип взаимодействия друг с другом. Поэтому можно отметить, что и в Азербайджане, и в Иране существует серьезный потенциал и условия для преодоления существующих препятствий взаимовыгодного сотрудничества между двумя странами. Как говорится, нерешаемых проблем не бывает – бывают временно нерешенные вопросы. Поэтому можно и нужно смотреть с оптимизмом на будущие плодотворные отношения между Азербайджаном и Ираном по самому широкому спектру вопросов, представляющих взаимный интерес», – заключил Ш.Бактыгулов.
Мехти Мамедов


