Иран: Практика применения закона пока что можно и без хиджаба
Вице-президент Ирана по стратегическим вопросам Мохаммад Джавад Зариф заявил, что правительство Ирана решило не оказывать давления на женщин, «которые не покрывают свои волосы на публике», назвав это решение шагом в правильном направлении, передает Mehr.
Зариф сделал этот комментарий, когда беседовал с корреспондентом CNN Фаридом Закарией на Всемирном экономическом форуме в Давосе.
«Если вы выйдете на улицы Тегерана, вы увидите, что женщины не покрывают свои волосы. Это противозаконно, но правительство решило не подвергать женщин давлению», — сказал он.
По словам вице-президента Ирана, это решение было предвыборным обещанием главы государства Масуда Пезешкиана, которое теперь выполнено.
Зариф объяснил, что президент страны решил не применять закон, предусматривающий наказание женщин, отказывающихся покрывать волосы на публике, — решение, которое, по его словам, было принято с согласия иранского руководства, включая главу парламента, главу судебной системы и Совет национальной безопасности.
Зариф также заявил, что попыток не подвергать женщин давлению «недостаточно», но это «шаг в правильном направлении».
Что же значит эта новая практика? Мы впервые слышим о том, что женщинам в Иране уже можно чувствовать себя безопасно, находясь на улице с непокрытой головой. Еще недавно появлялись новости о задержаниях и наказаниях за это. Так что же теперь? Всё? Разворот окончательный, или ситуация еще может измениться в обратную сторону, к ужесточению правил?
Эту ситуацию прокомментировали # зарубежные специалисты данного профиля.
Доцент кафедры современного Востока и Африки Российского государственного гуманитарного университета, старший научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук Лана Раванди-Фадаи:
— Пока у власти будет президент Пезешкиан, я не ожидала бы какого-то серьёзного ужесточения контроля над женской одеждой. Потому что одно из его главных обещаний было — остановить репрессии над женщинами, которые отказываются носить платок. Во многом поэтому его поддержала либеральная часть общества, в том числе многие женщины и девушки крупных городов. И если он отступит от своих обещаний, то это будет потеря авторитета.
Да, в стране существует сильный ультраконсервативный блок, который противится таким переменам. Но серьёзно влиять на ситуацию они пока не будут, потому что понимают, что ужесточение контроля чревато новыми массовыми вспышками протестов. В этом нынешняя власть никак не заинтересована. Поэтому духовный лидер и допустил избрание Пезешкиана, чтобы он пошел на уступки обществу (но в определенных рамках) и «выпустил пар» у недовольной части общества.
Консерваторы при этом, конечно, недовольны, что все больше женщин и девушек ходят по Тегерану с непокрытой головой: ведь консервативный блок хочет создать впечатление, что все иранские женщины — ревностные мусульманки, строго блюдущие хиджаб, чтобы доказать эффективность исламского режима в деле повышения религиозного рвения граждан. Но на самом деле, в Иране наоборот мы видим ослабление приверженности религиозным догмам, как и во многих других странах. Консерваторам придётся теперь терпеть, и выражать свое недовольство исключительно в словесной форме. А полицейские патрули, в целом, больше не будут грубо обращаться с «неподобающе одетыми» иранками. И в этом успех нынешнего президента.
Другое дело, что во внешней политике Пезешкиан сталкивается с тяжелыми для Ирана поражениями — особенно показательна потеря Сирии. Если так пойдет и дальше, то позициям президента может начать угрожать консервативное большинство в парламенте, которое постарается взять реванш, и вот тогда уже Пезешкиану будет трудно удержать власть, а значит, и послабления могут пойти вспять. Но в ближайшее время такой сценарий ему пока не грозит.
Я не так давно была в Иране, и на тот момент консерваторы подготовили очень жесткий законопроект по наказаниям за неношение хиджаба, вплоть до арестов. Там предусматривались сумасшедшие штрафы, но его не удалось провести, его только обсудили, однако президент отклонил его. Меня, конечно, удивляет, что они придумали, от 8 до 10 тысяч долларов штраф — наказание очень сильное.
Но какие меры они бы ни разрабатывали, все-таки девушки по вечерам в кафе сидят уже без платков. Есть, конечно, места, где такого не увидишь. Допустим, если в каком-то кафе не принято сидеть без платка, то официант может подойти и сказать, что у нас так не принято. И, естественно, женщина будет вынуждена надеть его.
Но в основном очень многие сейчас ходят без платков. Да, такие изменения есть, но в то же время я и сама получала там замечания от женщин. Есть такие ультраконсервативные женщины, которые не хотят, чтобы что-то менялось в Иране. Я один раз сидела на скамейке, и просто развязала платок. Не сняла его, а развязала, чтобы загореть. И ко мне подошла женщина, сказала, что так нельзя. Потом тоже, сумку один раз подняла, и она подцепила часть манто, и тоже какая-то женщина сделала замечание. Но все-таки вот этих женщин, которые выступают за повсеместное ношение хиджаба, не большинство. По моим наблюдениям, их может быть 20-25% от общего числа.
Израильский исследователь-иранист, журналист Михаэль Бородкин:
— Я полагаю, что это не более, чем стремление выпустить пар, ослабить недовольство, а не принципиальное изменение. Иранский режим использует законы о хиджабах и другие подобные нормы в качестве репрессивных инструментов, иногда ослабляя нажим, иногда усиливая, в зависимости от того, как он видит свои интересы в данный момент.
Обратите внимание, что речь идет только о практике применения закона, а не о его отмене или смягчении. То есть, в любой момент иранский режим может приказать силовикам снова следить за соблюдением этих норм максимально жестко, и все вернется на круги своя. Без серьезных реформ внутренней политики эти ограничения никуда не денутся.