Иванишвили загнан в тупик и закручивает гайки
Протесты в Грузии продолжаются уже более двух месяцев, причем, вопреки надеждам узурпировавшей власть партии «Грузинская мечта», не сходят на нет. Их энергия накатывает волнами, и они принимают новые формы — такие как марши, забастовки и флешмобы.
Каждую ночь люди перекрывают площадь и главную артерию Тбилиси — проспект Руставели. 3 февраля прошла сверхкрупная акция протеста. Полиция отреагировала на нее со свойственной ей жестокостью, избив демонстрантов и задержав нескольких активистов и двух лидеров оппозиции.
Непосредственными требованиями протестующих являются новые выборы и освобождение всех политических заключенных, включая Мзию Амаглобели, известного журналиста, который держит голодовку с 12 января.
Однако, на самом деле грузинский народ не отступает от своей цели влиться в европейскую семью. Грузины отказывают объявившим себя победителями в ходе парламентских выборов в октябре прошлого года «мечтателям» в легитимности и уверенно говорят «нет» их антизападному, пророссийскому вектору.
Грузины не просто выходят на массовые народные протесты. Свое несогласие решением властей отказаться от переговоров с Евросоюзом выражают представители самых разных профессий, на митинги выходят министерства, ведомства, профсоюзные организации, вузы, врачи, педагоги, банкиры, представители всех профессий. Фактически они демонстрацией несогласия с политикой властей на улицах грузинских городов защищают будущее своих детей и Грузии. Будет ли она современной европейской страной или негласный правитель Грузии Бидзина Иванишвили, превратит ее в захолустье под властью России?
Что же дальше? Пока не отступает ни грузинский народ, ни Бидзина Иванишвили. Чем все закончится, каков у него выбор? Уступить и разрешить кризис путем новых выборов, как того требует народ, или прибегнуть к еще более жестким репрессиям?
Первый вариант не просто чреват угрозой потерять власть, но гарантированно при проведении их под контролем наблюдателей и без возможностей фальсификации приведет к потере власти. Об этом свидетельствует антивластная активность электората в последние месяцы.
Второй вариант, репрессивный, угрожает разладом внутри самой власти из-за надвигающегося экономического и финансового кризиса вследствие санкций и остановки Западом финансирования многих проектов.
Экономика Грузии — частная, либеральная и сильно зависит от иностранных инвестиций; ее банки и компании подключены к западной финансовой системе. В прошлом году прямые иностранные инвестиции, пишет The Economist, упали на 40%, а приток капитала от международных институтов сократился почти наполовину, Центральный банк потратил почти 20% резервов на поддержку валюты.
Еще больше, чем финансового кризиса, деловые семьи, окружающие Иванишвили, боятся санкций, которыми угрожает Запад. Как объясняет бывший глава Центробанка Грузии Георгий Кадагидзе, они боятся, что их заклеймят собственные дети, большинство из которых симпатизируют протестующим.
Представители бизнеса ведут закулисные переговоры с обеих сторон. Премьер-министр Грузии с 2019 по 2021 год Георгий Гахария говорит, что «пирамиду власти», которую построил Иванишвили, поддерживают всего 50 семей. Большинство их активов и детей находятся на Западе. «Все эти люди, боссы правоохранительных органов, бизнес, СМИ, церковь, они так связаны друг с другом. Если кто-то из них начнет дезертировать, пирамида рухнет», — приводит его слова The Economist.
То есть, «куда ни кинь, всюду клин», тупик… В этой ситуации Иванишвили остается надеяться на то, что народ устанет, Европа слаба, а Америке не до него.
Пока же он остается верен себе: «закручивает гайки», ужесточив наказания для протестующих, введя в КоАП Грузии административную статью об оскорблении должностных лиц, предусматривающую аресты и штрафы, увеличив тюремные сроки за неповиновение, угрозы и нападения на сотрудников полиции, запретив перекрывать мосты, железнодорожные пути, магистрали, тоннели и транспортные узлы.
![see](https://icma.az/template/assets/see.png)