Кочарян и Саргсян это битые карты
Icma.az информирует, ссылаясь на сайт Minval.
На сегодняшний день значительная часть мировой политической элиты обеспокоена итогами переговоров по урегулированию украинского кризиса. Очевидно, что, помимо непосредственных сторон военного столкновения – России и Украины, есть и другие, косвенные участники конфликта, а также государства, на которых так или иначе отразятся исход событий и договоренности.
Азербайджанский эксперт, доктор юридических наук, чрезвычайный и полномочный посол Намик Алиев в комментарии Minval.az поделился своим мнением относительно возможных попыток со стороны России восстановить в регионе Южного Кавказа свое влияние на фоне намеченной заморозки украинского конфликта.

«Безусловно, замораживание боевых действий в Украине — вопрос непростой и многое будет зависеть от тех договорённостей, которые будут достигнуты сторонами и посредниками. Это достаточно сложный и, на мой взгляд, далеко не быстрый процесс. В то же время все осознают и наблюдают стремительное снижение влияния России в регионе Южного Кавказа», — сказал эксперт.
По его словам, прекращение конфликта с Украиной освободит у России определённые политические и экономические ресурсы для восстановления своего влияния на Юге, а также в Центральной Азии.
«Поэтому активизация политики России в указанных направлениях просчитывается, и она вполне реальна», — добавил Алиев.
В то же время, считает собеседник, России предстоит проанализировать те просчеты, которые были допущены в процессе ушедшего в историю карабахского конфликта, в период армянской оккупации азербайджанских территорий, а также освобождения территорий Азербайджана.
«Мне представляется более предпочтительным обретение влияния посредством развития экономического сотрудничества, реализации транскоммуникационных проектов, взаимовыгодного сотрудничества как в традиционных сферах, так и в рамках новых проектов», — сказал эксперт.
Комментируя имитацию некоторой политической активности, которую в последнее время стали проявлять бывшие президенты Армении, известные своей пророссийской позицией и реваншистскими порывами Роберт Кочарян и Серж Саргсян, Намик Алиев отметил: «Что касается Кочаряна и Саргсяна, то это битые карты. Их возрождение невозможно, как с точки зрения отсутствия электората в Армении, так и с точки зрения преследования их азербайджанским правосудием».
Другой эксперт, научный сотрудник Центра евразийских исследований имени Гейдара Алиева при Университете Ибн Халдуна в Стамбуле Эльданиз Гусейнов также высказался на эту тему с точки зрения российского влияния в Центральной Азии.

«Всё зависит от региона. В Центральной Азии Россия во многом переосмыслила свое присутствие и будет делать акцент на сквозном подходе, то есть восприятие региона в практических направлениях через призму Центральная Азия плюс, то есть Центральная Азия + Южная Азия, Центральная Азия + Китай и т.д. Это касается, в первую очередь, расширения экономических связей, транспорта и энергоносителей», — сказал политолог.
По его мнению, с ростом взаимосвязанности различных регионов Евразии через Центральную Азию будут все больше ставить акцент на обеспечении безопасности региона, и тут Россия также может усилить свое влияние через рост взаимосвязанности с Центральной Азии.
Что касается региона Южного Кавказа, то Гусейнов указал на схожесть ситуации с Центральной Азией, но при этом отметил некоторые отличия.
«Думаю, что может быть что-то похожее в отношении Азербайджана и Грузии, но в этом регионе Россия может больше полагаться на своих партнёров, таких как Иран, в отличие от Центральной Азии, где Россия все-таки стремится не разделять свои полномочия воспринимаемого «гаранта безопасности». Вероятно, Россия не сможет расширить свое военное присутствие на Южном Кавказе и поэтому будет делать акцент на существующем присутствии», — сказал эксперт.
В отношении Ирана, считает собеседник, у России возможно более глубокое сотрудничество: «Консультации по вопросам безопасности региона, может, обмен данными».
«Здесь Азербайджану важно продвигать коллективный формат взаимодействия, как минимум Россия-Азербайджан-Иран, либо Южный Кавказ + внешние акторы, чтобы не позволить исключить себя из процессов укрепления новых альянсов на Южном Кавказе», — заключил Гусейнов.


