Конституционные качели Армении Голигорский и Тусупбеков на
По данным сайта Caliber.az, передает Icma.az.
Шоу продолжается. Ещё на днях премьер-министр Пашинян отрицал, что в Конституции Армении имеются территориальные претензии к Азербайджану. Более того, он упрекал Азербайджан в наличии «территориальных претензий» к Армении. Накануне же он резко изменил свою риторику.
Пашинян заявил, что в новой Конституции Армении не должно быть упоминания Декларации о независимости, в которой содержатся территориальные притязания к Азербайджану.

По его словам, вопрос будущего Основного закона должен решаться народом, а доводы «за» и «против» — представлять политические силы и их лидеры.
Какому мнению Пашиняна следует доверять больше? Что это — уже привычный популизм или Ереван действительно готов к каким-то действиям для продвижения мирных инициатив с Баку? За ответом корреспондент Caliber.Az обратился к зарубежным политологам.

По мнению британского журналиста, бывшего главного редактора вещания Всемирной службы ВВС на регион бывшего СССР, политического эксперта Юрия Голигорского, Пашинян — не первый и не последний политик, который запускает пробные шары в виде реально противоречивых заявлений и смотрит на реакцию общественности.
«Вполне возможно, что он видит проблемы в конституционных статьях, которые вступают в противоречие с реальностью. Он не единственный политик, оказавшийся в такой ситуации.
Не будем называть имён, но некоторые политики на территории бывшего Советского Союза были вынуждены обратиться к Конституции и посмотреть, не противоречит ли она текущим реалиям. Как правило, это вынужденная мера. Конституцию меняют не сразу, а только добившись определённого консенсуса в обществе.
Это всегда болезненный процесс, потому что Конституция — это основной закон везде. Он закрепляет устои государства. Если Конституцию часто меняют, это означает, что у государства не всё благополучно. Поэтому я не вижу ничего удивительного в том, что сегодня глава государства говорит одно, а завтра — абсолютно противоположное. Это делают многие политики.
Можно ли доверять Пашиняну? На мой взгляд, на данный момент другой альтернативы нет.
В целом, так или иначе, мне кажется, что события развиваются в позитивном для мира направлении. Я вижу это как попытки Пашиняна выработать общественный подход и достичь общественного согласия внутри Армении, которое позволит ему подписать мирный договор с Азербайджаном.
Стоит добавить — это и вынужденная мера для Армении, других альтернатив, по сути, нет. Пашинян, как мне кажется, понимает, что это будет выгодно и с политической, и с экономической точки зрения Армении. У Армении не так много друзей и союзников, которые могут помочь Еревану в таких ситуациях», — заметил Ю. Голигорский.

По мнению казахстанского политолога, историка и блогера Руслана Тусупбекова, все заявления Пашиняна — обычная словесная эквилибристика.
«Суть требований Азербайджана сводится к одному: в Конституции Армении прописаны территориальные притязания к Баку. Ну уберите вы это из Конституции — и всё. Какие тут проблемы?
Проблему Карабаха решили, в первую очередь, за счёт решимости азербайджанской стороны. Карабах сейчас под контролем Азербайджана, он вернулся туда, где и должен был быть всегда — в составе азербайджанского государства.
Армении нужно это признать, изменить Конституцию и закрыть этот вопрос. Здесь нет половинчатых решений.
Все ссылки на Конституционный суд — просто уловка, чтобы не менять Конституцию и продолжать считать Карабах своей территорией, продолжать выдвигать претензии к соседу. По сути, это политическое мошенничество.
Проблема была решена пять лет назад. Сейчас пора подписывать соглашение и окончательно закрывать эту тему. Что касается новых речей Пашиняна — это лишь доказывает, что завтра он может сказать что-то другое.
Говорить можно много — главное, чтобы заявленные позиции были отражены в конкретных подписанных документах; если же Пашинян намерен убрать территориальные претензии из Конституции Армении, пускай осуществит сказанное на практике, приложит для этого все силы, а потом уже выдвигает какие-то предложения к Баку», — подчеркнул Р. Тусупбеков.


