Кремль против Конституции: зачем Путину фейк о нелегитимности Зеленского МНЕНИЕ
По материалам сайта Vesti, передает Icma.az.
Президент России Владимир Путин по-прежнему не отказывается от своих намерений отстранить президента Украины Владимира Зеленского от власти. По его убеждению, именно Зеленский — и только он — остается главным препятствием на пути к реализации плана по захвату и подчинению Украины.
В то же время следует ясно понимать: ни один украинский политик, если только он не является прямым ставленником самого Путина, не подпишет мирное соглашение с Россией на кремлевских условиях и не станет продвигать пророссийский курс после более чем трех лет кровопролитной войны.
Почему же Путин так отчаянно стремится избавиться от Зеленского? Потому, что он считает:
- Зеленский воплощает прозападную политику, стремясь интегрировать Украину в ЕС и НАТО. Это противоречит интересам России, которая хочет, чтобы Украина оставалась в сфере ее влияния.
- Зеленский стал символом сопротивления Украины и активным лоббистом западной помощи. Его устранение может, по расчетам Москвы, ослабить поддержку Киева со стороны Запада.
- Если Зеленский будет отстранен (через выборы, переворот или военное давление), это может привести к хаосу, внутренним конфликтам или приходу к власти более компромиссных фигур, с которыми Россия могла бы вести переговоры.
- Без Зеленского Украина может быть более склонной к уступкам, например, к территориальным компромиссам.
- Отстранение Зеленского стало бы символической победой России, показывающей, что она способна добиваться своих целей в Украине. Это также важно для внутренней пропаганды в РФ.
Путин продвигает нарративы о нелегитимности всенародно избранного президента Украины Зеленского, пятилетний срок президентства которого истек 20 мая 2024 года, требует проведения новых выборов в воюющей стране и пытается убедить в том мировую общественность. Хотя, согласно статье 108 Конституции Украины и военному законодательству, в условиях военного положения выборы президента не проводятся, а полномочия действующего главы государства продлеваются до окончания войны и проведения новых выборов. Поэтому формально Зеленский остается президентом, пока не будут проведены новые выборы после завершения военного положения.
Вбрасывая в инфополе нелегитимность Зеленского, он используют аргумент о «нелегитимности» украинского президента, чтобы оправдать войну и поставить под сомнение его право представлять Украину, в частности на мирных переговорах, причем касается это всей нынешней украинской власти. Не имеющие юридических оснований нарративы Путина являются инструментом давления как на Украину, так и ее союзников, и в данный исторический момент имеют цель сорвать переговорный процесс.
Кроме того, в РФ надеются, что раз Зеленский остался у власти без выборов (из-за войны), это может вызвать недовольство внутри Украины и посеять сомнения среди западных союзников.
Кремль вообще не воспринимает Украину как полноценное независимое государство. Путин неоднократно заявлял, что считает украинскую нацию искусственной, а независимость Украины – «исторической ошибкой». В этой логике любые украинские власти, кроме марионеточных, для него «нелегитимны».
И, вообще, для России, где легитимность власти определяется не реальной волей народа, регулярная смена власти в Украине через выборы, является неудобной практикой, потому что демонстрирует альтернативу российской автократии.
Но по факту легитимность определяется не риторикой Кремля, а реальной поддержкой народа и международного сообщества. И эта поддержка была в очередной раз доказана после скандального наезда на Зеленского, президента подвергшейся агрессии страны, Дональда Трампа и его вице-президента Джей ди Вэнса во время приема в Белом доме – после этой позорной страницы в истории американской дипломатии поддержка Зеленского среди украинцев взлетела на порядок впервые за годы войны.
Запад продолжает признавать Зеленского законным главой Украины, а самого Путина – все чаще называть узурпатором. Владимир Зеленский является уважаемым партнером и союзником, а Путин в их глазах - отправленный в изоляцию военный преступник
И ведь очевидно, что не Путину, переписавшему законы РФ под себя минимум трижды, каждый раз устраняя ограничения для продления своей власти, судить о легитимности Зеленского.
Напомним, чтобы продлить свое пребывание во власти, Путин, после завершения своих двух президентских сроков, в 2008 году формально ушел с поста президента, передав его Дмитрию Медведеву, а потом был принят закон о продлении президентского срока с четырех до шести лет, что дало Путину возможность вернуться в 2012 году уже на шестилетний срок.
В 2020 году была проведена конституционная реформа, которая позволила Путину обнулить свои предыдущие сроки и снова участвовать в выборах после 2024 года.
А потом, с целью усиление контроля над выборами и политическими оппонентами, были приняты законы, которые фактически ликвидировали независимую оппозицию, запрещая баллотироваться людям с судимостью (под это попали Навальный и другие); ужесточили контроль над СМИ и интернетом, чтобы исключить критику и протесты; изменили процедуру выборов, введя многодневное голосование и дистанционное электронное голосование, что облегчает фальсификации.
То есть, Путин сначала удлинил срок, после «обнулил» свои предыдущие полномочия, а затем зачистил политическое поле, убрав всех конкурентов. Таким образом, он может оставаться у власти до 2036 года (а теоретически - и дальше).
Но вот, почему-то, нелегитимен не он, а избранный на демократических выборах в свободной стране Владимир Зеленский…
Не прошла и новая идея Путина для нейтрализации Зеленского по введению в Украине временного управления под эгидой ООН.
Даже его «друг» Дональд Трамп «не оценил» предложение. Позицию Белого дома по этому поводу озвучила пресс-секретарь Государственного департамента Соединенных Штатов Америки Тэмми Брюс.
«Я не думаю, что мне нужно напоминать всем, но это хорошее напоминание: Украина - это конституционная демократия. Правление в Украине определяется ее Конституцией и украинским народом. Мы преданы этому принципу», - сказала она.
Инициативу Путина, необходимую якобы для организации новых выборов и формирования правительства, которое «имело бы легитимность» для проведения мирных переговоров, отверг и обычно лояльный к Путину и бесхребетный Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш, который подчеркнул, что в Украине есть легитимное правительство, и это необходимо уважать.
И теперь, по логике, вопрос до окончания войны должен быть закрыт. Но не в сознании российского президента…

