Момент истины: настоящий президент в сопровождении 8 президентов едут в Венесуэлу главная тема Haqqin
Нынешний январь славен не только главным событием в мире - инаугурацией Дональда Трампа. Сегодня, 10 января должна состояться коронация другого героя нашего времени - Николаса Мадуро, венесуэльского диктатора. И мировое сообщество интересует, какими будут отношения между супердержавой и погрязшей в глубочайшем кризисе самой богатой нефтью страной на планете.
Но это вопрос будущего. А пока мы будем внимательно следить за тем, что происходит в день приведения к присяге Мадуро. Пикантность ситуации придает то, что на свою инаугурацию намерен прибыть и его соперник на июльских выборах Гонсалес Уррутия.
Он победил на выборах с огромным перевесом, набрав 67 процентов голосов против 30 у Мадуро. Но нынешний правитель Венесуэлы, пришедший к власти в 2013 году, и захотевший продлить правление на третий срок, применил «know how» белорусского батьки Лукашенко. Он просто поменял местами результаты выборов и заявил о своей «безусловной победе».
Оппозиционер и победитель выборов Гонсалес Уррутия, которого признали легитимным лидером и США, и половина стран Латинской Америки, а также многие государства Западной Европы намерен приехать в Венесуэлу в сопровождении 8 бывших латиноамериканских президентов
Уррутия перед лицом почти гарантированного ареста покинул Венесуэлы с помощью посольства Испании, но пообещал 10 января вернуться на родину. За несколько дней до инаугурации Мадуро объявил награду в 100 тысяч долларов тому, кто сообщит о местонахождении Уррутия. Но найти его было просто — оппозиционера cначала принимал в президентском дворце Casa Rosada президент Аргентины Хавьер Милей, потом президент Уругвая Луис Альберто Локалье и, наконец, в Белом доме его встретил президент США Джо Байден.
А теперь оппозиционер и победитель выборов, которого признали легитимным лидером и США, и половина стран Латинской Америки, а также многие государства Западной Европы намерен приехать в Венесуэлу в сопровождении 8 бывших латиноамериканских президентов.
Однако нет уверенности, что они смогут сыграть роль «телохранителей». Высокая делегация собирается лететь в Каракас из Доминиканской республики, но венесуэльские власти просто могут не дать ей разрешение на этот полет и посадку в международном аэропорту своей столицы. Подобное уже имело место во время июльских выборов, когда самолет с двумя экс-президентами, летевшими в качестве независимых наблюдателей не смог покинуть Колумбию.
Мадуро встречает своего противника и президентов войной
Внутри Венесуэлы обстановка также обостряется с каждым часом. Вчера выстрелами полицейских был сбит мотоцикл, в котором сидела Мария Корина Мачадо, реальный лидер оппозиции страны. Это она должна была участвовать в выборах, но Мадуро запретил ей всякую политическую деятельность на 15 лет, и тогда она предложила кандидатуру бывшего дипломата, 74-летнего Гонсалеса Уррутия, внешне напоминающего сельского учителя.
Управлявший мотоциклом был ранен. Сама Мария Корина упала на проезжую часть, но не пострадала. Ее задержали, однако быстро отпустили - за нее тут же заступились большинство латиноамериканских лидеров, а также избранный президент Дональд Трамп. Последний потребовал от Мадуро, чтобы тот оставил Марию Корину и Гонсалеса Уррутию «живыми и невредимыми». Эти люди, написал Трамп в своей социальной сети Truth Social, «мирно выражали волю всего венесуэльского народа, выступающего против режима».
До этого Уррутия очень хотел встретиться с Трампом в его флоридской резиденции Мар-а-Лаго, но тот не смог его принять, ссылаясь на то, что должен участвовать в траурной церемонии прощания с экс-президентом Джимми Картером.
И первый выстрел: покушение на Марию Корину Мачадо
Что станет делать Трамп, когда Мадуро почти наверняка утвердят президентом, а Гонсалес Уррутия не добьется ничего?
Во время своего первого срока Трамп оказывал, как он говорил, «максимальное давление» на Мадуро. В какой-то момент в штабе президента тогда даже обсуждался вопрос о военной интервенции в Венесуэлу. Но знающие люди отговорили его делать это. Во-первых, у диктатора есть какая-никакая армия, а главное против нее будет трудно сражаться в венесуэльских джунглях. В результате Трамп ограничился жесткими экономическими санкциями, в частности запретил экспорт венесуэльской нефти в Америку. Но режим устоял, хотя санкции погрузили страну в беспросветную нищету.
Действия Джо Байдена оказались еще более провальными. Он доверился обещанию Мадуро провести в обмен на отмену санкций либерализацию режима и допустить к участию к выборам деятелей оппозиции. Но своих обещаний диктатор не выполнил. Как и следовало ожидать, Байдена, как сказал бы Владимир Путин, на-ду-ли.
Мадуро показал американцам средний палец, и от этого жеста не намерен отказываться. За три дня в стране были арестованы двое граждан США, которых обвинили в террористическом заговоре и подготовке к убийствам высокопоставленных чиновников режима.
У Трампа, похоже уже есть люди, которые могут взяться за выполнение исторической задачи и все они — кубино-американцы. Это будущий государственный секретарь Марко Рубио, совершенно непримиримо относящийся к кубинским властям, специальный посланник по Латинской Америке Маурисисо Клавер-Кароне и три будущих посла - в Испании, Аргентине и Панаме
Пока не ясно, какие еще инструменты «максимального давления» припасены у Трампа для Мадуро. А ведь режим Венесуэлы, остающийся на плаву в первую очередь за счет контрабанды кокаина в США и Западную Европу, а также нелегального экспорта золота и редкоземельных металлов и, кроме того, угрожающий затопить США десятками тысяч беженцев представляет собой гораздо большую угрозу для национальной безопасности Америки, чем тот же Панамский канал. Который, как уверяет Трамп, оказался в руках Китая. Но переключиться с присоединения Канады, освоения Гренландии и возвращения США канала Трамп не хочет — это намного безопаснее, чем бороться с Мадуро.
Некоторые советники будущего президента говорят: надо начать со свержения кубинского режима. Тем более, что со своим потенциалом беженцев и, учитывая, что на острове вовсю орудует Китай Куба, как и Венесуэла представляет собой реальную угрозу национальной безопасности США. А ее режим, говорят они, готов пасть даже без вторжения Америки.
Чудовищная нищета населения, бесконечные отключения электричества, тотальная нехватка продуктов питания и медикаментов могут в любой момент вызвать восстание. Раулю Кастро между тем 93 года, его соратникам, членам Политбюро Хосе Рамону Мачадо 94 года, Рамиро Вальдесу 92 года. Даже сами представители правительства говорят о том, что эта тройка укрылась в «черном ящике», из которого нации поступают абсурдные решения. А формального президента Мигеля Диаса-Канеля, который едва способен связать два слова, нация открыто презирает. Так что, если режим начнет сыпаться, никто поддерживать его не выйдет. А со смертью своего главного союзника и ментора со сцены в короткое время неизбежно cойдет и венесуэльский наркоклан.
У Трампа, похоже уже есть люди, которые могут взяться за выполнение исторической задачи и все они — кубино-американцы. Это будущий государственный секретарь Марко Рубио, совершенно непримиримо относящийся к кубинским властям, специальный посланник по Латинской Америке Маурисисо Клавер-Кароне и три будущих посла - в Испании, Аргентине и Панаме.
Пятеро лиц с кубинским корнями в высшем эшелоне внешнеполитической структуре США - необычное зрелище. Но, может быть, им, наконец, удастся навести порядок во «внутреннем дворе» США, как прежде называли Латинскую Америку?