На подмогу Эрдогану пришел и клан Барзани наша корреспонденция Haqqin
Министр иностранных дел Турции Хакан Фидан заявил, что Анкара предъявила ультиматум террористической организации РПК/ОНС, оккупирующей северо-восток Сирии, через посредников из США. Фидан отметил, что если требования не будут выполнены, несмотря на поддержку США, Турция проведет операцию против этой организации.
Глава МИД Турции также отметил, что после ухода России и Ирана из региона 85 процентов аргументов США в пользу своего присутствия в Сирии утратили актуальность, а роль РПК в вопросе ИГИЛ сводится лишь к функциям тюремной охраны.
Большую надежду вселяет и заявление новоизбранного президента США Дональда Трампа, который назвал президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана своим «другом, которого любит и уважает».
Фидан открыто заявил, что Анкара не оставляет РКК шансов
Напомним, что во время своего первого президентского срока (2016–2020 годы) Дональд Трамп после телефонного разговора с Реджепом Тайипом Эрдоганом отдал приказ о выводе американских войск из Сирии, что вызвало конфликт с Пентагоном. Вернувшись на пост президента, в прошлом месяце Трамп снова затронул тему вывода 900 американских военных из Сирии, но в ответ Пентагон на уровне пресс-секретаря прокомментировал заявление 73-го президента США. На этот раз Трамп уклонился от ответа на заданный вопрос, заявив: «Я не скажу вам об этом, потому что это часть военной стратегии. Но могу сказать, что это связано с Турцией».
За день до заявлений Трампа его союзник по НАТО, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, в обращении к нации после ежемесячного заседания правительства заявил, что кольцо вокруг РПК/ОНС в Сирии сужается. Повторив известную фразу «мы можем прийти внезапно ночью», Эрдоган дал сигнал о возможной операции в Сирии.
В тот же день в Анкаре прошла еще одна важная встреча. Премьер-министр Курдского автономного района Ирака Масрур Барзани в рамках ранее не объявленного визита был принят Хаканом Фиданом и Эрдоганом. Стоит напомнить, что около трех месяцев назад с внезапным визитом в Анкару прибыл глава Иракского Курдского автономного района Нечирван Барзани. Тогда визит совпал с началом нового диалогового процесса, в который, по слухам, могла быть вовлечена семья Барзани, известная своими хорошими отношениями с Анкарой.
На подмогу Эрдогану идет клан Барзани
В письменном заявлении Управления по связям администрации президента Турции о встрече Масрура Барзани с Эрдоганом отмечено, что Анкара заинтересована в сохранении стабильности в Ираке на фоне событий в Сирии.
По мнению политических обозревателей, на встрече Эрдогана и Барзани обсуждались, главным образом, ситуация в Ираке и Сирии, особенно вопрос проиранских вооруженных группировок в Багдаде. Считается, что с приходом Дональда Трампа давление США на Ирак из-за роли проиранских группировок, таких как «Хашд аш-Шааби», в государственных структурах может усилиться.
Как сообщил haqqin.az источник в Анкаре, Турция на данном этапе не заинтересована в увеличении американского давления на Ирак. Это может помешать реализации стратегического проекта «Путь развития», который должен соединить Персидский залив с Европой через территорию Турции. С другой стороны, Анкара с марта прошлого года добилась значительного прогресса в сотрудничестве с правительством Судани в Ираке, подписав стратегические соглашения по борьбе с курдским терроризмом. Поэтому любая возможная нестабильность в Ираке противоречит интересам Турции.
Одной из ключевых тем переговоров, по информации источников haqqin.az, также стал вопрос разоружения боевиков РПК, который в последние месяцы активно обсуждается в Турции. Эксперты отмечают, что роль Иракского Курдистана в процессе разоружения боевиков РПК в горах Кандиль также была частью повестки. Самая серьезная проблема, однако, связана с присутствием РПК/ОНС в Сирии и опасениями, что боевики могут покинуть Сирию и перейти в Ирак.
Тем временем стали известны детали недавней встречи представителей Сирийских демократических сил (СДС), основную часть которых составляют боевики РПК/ОНС, с новым руководством Сирии. Представители СДС предложили интеграцию в сирийскую армию в формате корпуса или дивизии, а также равное распределение доходов от сирийской нефти (50/50). Однако новое руководство Сирии отвергло эти предложения, заявив, что единственным приемлемым вариантом является разоружение.