Намик Алиев: Эта была одна из немногих администраций, построившая отношения с Азербайджаном на основе принципов международного права
Азербайджан неоднократно попадал под концентрированную критику со стороны недругов, становился объектом незаслуженных нападок, безосновательных претензий, клеветы, обвинений и предвзятого отношения представителей западного политического сообщества. США тоже не были исключением – американские сенаторы и конгрессмены проармянского толка, соревнуясь друг с другом за право любимчика хайского многострадального народа, оказывали на Азербайджан всяческое давление.
Отдельные лица в угоду персональным интересам, в частности с целью наживы и в погоне за поддержкой армянского лобби, которое обеспечивает часть электората, выступают с антиазербайджанской повесткой.
В зависимости от того, кто заседает в Белом доме, политика в отношении региона Южного Кавказа и Азербайджана менялась. Стоит отметить, что в период руководства в США представителей демократического лагеря отношения Баку и Вашингтона переживали не лучшие времена. Какими будут отношения между Азербайджаном и США в период президентства Дональда Трампа, в беседе с Minval.az своими мыслями поделился доктор юридических наук, чрезвычайный и полномочный посол Намик Алиев.
— На днях президент Азербайджана Ильхам Алиев позвонил Дональду Трампу. Азербайджанский лидер сказал, что деятельность переизбранного президента США сыграет еще более важную роль в обеспечении безопасности в мире. Каковы ожидания от нового состава Белого дома относительно нашего региона и Азербайджана?
— Прежде всего необходимо иметь в виду несколько моментов. Во-первых, мы видим, что Дональд Трамп — достаточно неординарная личность. Бывает очень трудно предугадать его шаги и поступки. Определять их будут, очевидно, несколько факторов: стратегические цели, которые он поставил при возвращении во власть, и развитие событий в мире, которые будут определять его тактические действия.
Далее — Трамп приходит к власти во второй раз при трех избирательных кампаниях. Поэтому это не тот Трамп, которого мы видели 12 лет назад. Сегодня у него четкое видение необходимости покончить с так называемым глубинным государством. Отсюда достаточно серьезная предынаугурационная подготовка к формированию своей команды. Мы видим закидываемые «пробные шары» в отношении тех или иных кандидатов на должности в команде, проверку реакции на них, коррекцию в отношении кандидатов при негативной реакции электората. Все это, на мой взгляд, является серьезной прелюдией перед заявленными сокращением и заменой основной массы чиновников. В-третьих, Трампу и его команде предстоит непростая работа по внутригосударственным реформам, преследующим цель «сделать Америку вновь великой». Поэтому, как мне кажется, основное внимание на первых порах будет уделено внутриполитическим вопросам.
В-четвертых, все это не исключает, однако, и внешнеполитической повестки, определенной, прежде всего теми конфликтами, которые сопровождали правление демократов. Трамп заявил о себе в качестве партии мира, обозначил подходы к разрешению конфликтов, как некие бизнес-договоренности, которые должны предусматривать интересы всех сторон. А умение договариваться, как мы видели в прошлую каденцию, Трампу присуще.
Что же касается ожиданий в отношении нашего региона, то мне кажется, что сегодня он не находится в числе первоочередных задач, объектов внимания команды Трампа: конфликт разрешен, процесс работы над мирным договором, хоть и медленно, но продолжается. Надеюсь, что желания разжечь его снова у республиканцев не будет.
— Летом этого года президент Ильхам Алиев заявил, что «взаимоотношения Азербайджана с республиканскими администрациями были гораздо более успешными и плодотворными». Как будут складываться отношения сейчас, учитывая мнение о том, что администрация Трампа станет самой проармянской со времен президентства Вудро Вильсона?
— Мы, как мне кажется, не оправдано часто стали вспоминать Вудро Вильсона. Это не азербайджанская повестка. Ни нератифицированный Севрский договор, ни так называемое «арбитражное решение» Вудро Вильсона в ноябре 1920 года, нарушившее Конституцию США, не имели под собой соответствующей правовой основы, поэтому и не могли повлечь никаких правовых последствий. Любое напоминание о них мучает наших соседей, вселяет в них ничем необоснованные надежды, приносит им страдания. Надо быть милостивыми: не доставляйте им страданий.
Действительно, консерваторы-республиканцы всегда являлись носителями мирной повестки, и у Азербайджана, страдавшего от армянской оккупации, всегда складывались более конструктивные отношения с их властью. Достаточно вспомнить практически дружеские отношения президента АР Гейдара Алиева с президентом США Джорджем Бушем-старшим.
Первый срок президентства Трампа отличался конструктивными отношениями с Азербайджаном. Эта была, пожалуй, одна из немногих администраций, построившая отношения с Азербайджаном на основе норм и принципов международного права. Важным фактором здесь было неприятие Дональдом Трампом войны.
Эти традиции и факторы – неплохое условие для начала эффективного сотрудничества с новой командой Белого дома.
![see](https://icma.az/template/assets/see.png)