Icma.az
close
up
AZ
Menu

ВСУ вывели из строя еще один стратегический арсенал ГРАУ России

Горькая участь карабахского движения

Бездомный с ограниченными возможностями здоровья рассказал, почему потерял веру в жизнь

Пезешкиан прокоментировал предстоящий визит в Азербайджан

Наставник бронзового призера: Результат получился неплохим

Убийство всех бездомных мы наш, мы новый мир построим!..

Скончался отец шехида Эльчина Алиева

Крупное слияние в телекоммуникационной сфере: Азтелеком поглощает шесть организаций

Постпред Азербайджана при ООН направил письмо генсеку организации

FT: Европа в панике США и Россия ведут переговоры по Украине без участия ЕС

Нейросеть научили выявлять рак легких на четыре месяца раньше врачей

От Пекина до Брюсселя Баку закрепляет роль надёжного партнёра для Востока и Запада

Трамп назвал идею повышения налога для миллионеров разрушительной

Цены на жилье снова изменятся: эксперт назвал причину

В пятницу в Баку 26 градусов тепла, юго восточный ветер

АДВОКАТ НА СВЯЗИ. Можно ли оформить имущество на маму? Какие риски?

Азербайджан и Китай: новая фаза партнёрства с масштабными проектами АНАЛИТИКА от Лейлы Таривердиевой

Страдание как капитал, или почему армяне строят политику на костях прошлого

Трагическая гибель пожилого мужчины в Шамахы

Эрдоган о землетрясении в Стамбуле: Мы внимательно следим за развитием событий

Не в обиду армянским друзьям, но я всегда выступала за территориальную целостность Азербайджана Нино Бурджанадзе в гостях у

Не в обиду армянским друзьям, но я всегда выступала за территориальную целостность Азербайджана Нино Бурджанадзе в гостях у

Как стало известно Icma.az, со ссылкой на сайт Caliber.az.

Интервью Caliber.Az с экс-спикером парламента Грузии, лидером партии «Единая Грузия - демократическое движение» Нино Бурджанадзе.

- Госпожа Бурджанадзе, спасибо, что согласились на интервью. И первый вопрос: как вы оцениваете нынешний уровень грузино-азербайджанских отношений?

- В первую очередь благодарю за возможность пообщаться с вашими читателями. Хочу отметить, что для меня очень важны грузино-азербайджанские отношения, и считаю, что чем ближе и теснее будут эти отношения, тем благоприятнее это будет для Грузии.

Действительно, у нас стратегически-партнерские отношения. В то же время считаю, что со стороны Грузии не до конца использованы позитивные возможности сотрудничества с Азербайджаном. Я уверена, что эти отношения могут быть еще глубже. Любое правительство Грузии, которое будет думать об интересах своей страны, должно еще больше наращивать и углублять те стратегические взаимоотношения, которые у нас сложились с Баку.

- Российско-украинская война совершенно неожиданно обернулась охлаждением в отношениях между Грузией и Украиной. Как вы считаете, в чем причина и какой выход из сложившейся ситуации вы бы предложили?

- Прежде всего хочу выразить надежду на то, что этот ужас, который мы видим в лице войны, в скором времени закончится, что перестанут гибнуть люди, греметь пушки и стороны сядут за стол переговоров.

Что касается грузино-украинских отношений, то отмечу, что грузинский народ однозначно поддержал украинский народ, но с другой стороны, действия нашего правительства, которое сейчас пытается показать, что только оно хочет мира, а оппозиция грезит о войне, пошли с этим в противовес. Это вызвало большое разочарование как внутри Грузии, так и в Украине. Да, каждое правительство должно думать в первую очередь о собственном государстве, однако оно могло выразить свое отношение к санкциям совершенно по-другому: надо было однозначно поддержать Украину, и сделать это так, чтобы не оставлять впечатления, что думаем не о наших государственных интересах относительно санкций, а боимся обидеть Россию. С одной стороны, наше правительство голосовало против России и в ООН, и в Совете по правам человека, с другой - заявление премьер-министра, других представителей власти вызвало недоумение как в Тбилиси, так и в Киеве.

Что касается вопроса, поставленного некоторыми украинскими политиками касательно открытия второго фронта, то я считаю, что эти заявления относятся к эмоциональному фону, потому что это совершенно не оправдано с их стороны призывать Грузию или какое-либо другое государство открывать второй фронт. Привлекать дружественное государство к войне только чтобы отвлечь российские войска от Украины, неприемлемо, нужно думать не только о своем государстве, но и о других. Поэтому я полностью поддерживаю наше правительство касательно того, что в Грузии не будет открыт второй фронт. Однозначно - наша страна не должна открывать никакого второго фронта.

Тем более что дело касается Абхазии и Южной Осетии. В нашей истории были достаточно трагичные моменты, которые привели к военному противостоянию между братскими народами, и повторять эту ошибку сейчас было бы не только еще большей ошибкой, но и преступлением против собственного народа. Абхазы и осетины должны быть уверены в том, что никакого военного нападения на них не будет, что вне зависимости от того, будут ли там стоять российские войска или нет, никакого военного решения вопроса Абхазии и Южной Осетии не будет. Наша страна должна делать все что в ее силах на дипломатическом поприще, чтобы способствовать скорейшему окончанию войны в Украине.

Несмотря на то, что существует определенная основа для недовольства украинских друзей, и данная основа была создана совершенно неадекватными заявлениями и действиями грузинского правительства, такое ухудшение отношений между Киевом и Тбилиси даже на правительственном уровне не идет нам на пользу. Я надеюсь, что это все-таки временное явление, и через некоторое время все вернется на свои места.

- Давайте вернемся на 19 лет назад. Если бы историю можно было повернуть вспять, приняли бы вы вновь участие в «Революции роз» вместе с Жвания и Саакашвили?

- Да, однозначно. Потому что это была абсолютная необходимость для страны. Революция не была желанием одного человека или одного лидера, она стала ответом на те вызовы, которые существовали в стране. Грузия была в абсолютном застое, страна тонула в болоте, коррупция была на таком уровне, что уже создавала опасность для нормального развития. Одним словом, Грузия катилась в глубокую бездну.

Честно говоря, я никогда не была сторонницей революции. В 2003 году, когда вела предвыборную кампанию, во время своих выступлений говорила, что стране нужны революционные реформы, но не революция, что нам нужна эволюция. И так и было бы, если бы на тот момент правительство Шеварднадзе не закрыло глаза на те реалии, которые существовали в стране.

Люди действительно тогда хотели и ждали серьезных изменений. Грузины ждали, что выборы принесут эти изменения. Но, к сожалению, случилось так, что выборы были сфальсифицированы, что вызвало тяжелейшую реакцию и среди политической элиты, и среди населения.

Примечательным было то, что даже когда начались революционные процессы, когда десятки тысяч людей стояли на улице, и мы с Саакашвили и Жвания встретились с Шеварднадзе, то мы его призывали не к отставке, а к пересмотру итогов выборов или назначению повторных выборов.

Я абсолютно уверена в том, что если бы тогда окружение Шеварднадзе не изолировало его от реальной ситуации в стране, если бы он адекватно оценил ситуацию и назначил новые выборы, то никакой революции бы не произошло. Прошли бы новые выборы, тройка революционных лидеров, а также те политические силы, которые мы возглавляли, прошли большинством в парламент, и это дало бы нам возможность плавно перейти на совершенно иной этап развития. Но этого, к сожалению, не произошло.  

Знаете, революция - это совокупность двух вещей: того, что люди уже не хотят жить по-прежнему, а власти просто не хотят услышать своих сограждан. И то, что власти нас не услышали тогда, и привело к революции, которая открыла огромные возможности для развития нашей страны. И эти возможности в первые годы были использованы. Давайте вспомним: в то время в стране не было газа и света, люди месяцами не получали зарплаты и пенсии, ситуация была катастрофической. После революции наше молодое правительство смогло за считаные месяцы решить эти проблемы. Появились газ и свет, началось строительство инфраструктуры, мы начали проводить реформы в государственном секторе, в бюрократическом аппарате, начали выдавать людям пенсии и зарплаты. В первые годы революции мы делали правильные шаги, но они оказались очень быстрыми.

Конечно, с первых дней были и ошибки, когда прошли показательные аресты представителей правительства Шеварднадзе. Арестовывать нужно людей, если они этого заслуживают, при этом соблюдать все процессуальные нормы и законы, а не использовать это как пиар-кампанию. Такие поспешные шаги привели к тому, что стали игнорироваться требования законов.

С самого начала я была против нарушения любого закона, и всегда говорила, что нужно соблюдать элементарные юридические нормы, презумпцию невиновности человека. Несколько лет назад Саакашвили, сам того не ведая, сделал мне комплимент, сказав: «Бурджанадзе была как белая ворона, которая пыталась кое-что затормозить после революции».

Да, я действительно была в этой команде как белая ворона и действительно пыталась тормозить все слишком скоротечные шаги, которые осуществлялись с нарушением закона, и говорила, что если ты хоть раз преступаешь закон даже при наличии гуманных целей, делаешь что-то по своему усмотрению, то это обязательно потом приведет к произволу.

Как только власть начинает думать, что она лучше всех знает, что нужно народу, и игнорирует народ, то она начинает катиться в пропасть. Так и произошло, к сожалению. Но, тем не менее, несмотря на это, я считаю, что после революции были сделаны очень важные шаги, были прорывы и во внутренней, и во внешней политике.

К сожалению, ошибки, которые были сделаны властью, принесли свои плоды и именно поэтому народ сказал «нет» «Единому национальному движению» в 2012 году.  Я считаю, что ошибкой была не «Революция роз», а то, что мы, лидеры этой революции, не смогли полностью оправдать чаяний нашего народа, не смогли использовать тот абсолютно уникальный шанс, который был у нас. А ведь это была практически 100-процентная поддержка народа внутри страны и за рубежом. Да, очень печально, но это не означает, что мы как-то должны очернять «Революцию роз».

- Является ли нынешняя власть Грузии логическим результатом поражения Саакашвили?

- Безусловно. Хотя я и ушла из власти раньше, в 2008 году, потому что видела, что все идет в неправильном направлении и вместо того, чтобы создавать правовое и демократическое государство, мы идем дорогой нарушения прав человека, игнорируя чаяния нашего населения, но, тем не  менее, в определенном смысле я действительно беру на себя часть ответственности как по позитивным шагам, так и по ошибкам, которые были допущены несмотря на то, что моя вина в них была минимальная. Я себя виню в том, что не была более жесткой, не делала большего, чтобы устранить тогдашний произвол.

Если бы не эти ошибки, в Грузии бы не случилось то, что произошло, когда власть в свои руки взял один богатый человек и практически превратил нашу страну в свой собственный огород.

- Можно ли было избежать российско-грузинской войны 2008 года?

- Еще несколько тысяч лет назад один китайский философ говорил, что самая большая победа в войне - это избежать ее. Естественно, правительство каждой страны должно делать все возможное, чтобы избежать войны. То, что эта война принесла Грузии абсолютно трагические последствия, для меня абсолютно ясно. К сожалению, абсолютно неприемлемым было для меня и тогда, и сейчас признание Россией Абхазии и Осетии. Это загнало в тупик отношения между нашими странами, и я неоднократно заявляла об этом и на российских телеканалах. Россия прекрасно знает, что Абхазия и Осетия всегда были неотъемлемой частью Грузии и я надеюсь, что так и будет.

- Ваши пути с Саакашвили давно разошлись. Возможно ли примирение и кооперация между вами и вашими партиями на ближайших парламентских выборах?

- Да, наши пути разошлись, я совершенно по-другому видела очень многие вещи и считаю, что, если бы он прислушался ко мне, сегодня Саакашвили не сидел бы в тюрьме. Но все это в прошлом. У меня есть очень много претензий к Саакашвили и его команде не только до моего ухода из власти, но и после. Но сейчас я воздерживаюсь говорить об этом хотя бы просто потому, что человек сидит в тюрьме и к нему относятся совершенно негуманно.

Меня начали критиковать представители «Грузинской мечты», что вот, мол, она забыла, как Саакашвили с ней поступил, что меня называли предателем родины и т.д. Все это недостойные заявления. Нет, я ничего не забыла, но то, что у меня в душе осталась эта обида, совсем не значит, что я буду закрывать глаза на то, что бывшего президента страны, пусть даже того, кого я критиковала и против которого боролась, будут таскать за волосы в тюрьме и не давать ему адекватное лечение.    

Я человек действительно справедливый, для которого демократические ценности и уважение прав человека не слова, которые нужны для пиара, эти слова для меня очень важны, и не важно, кого будут мучать в тюрьме - моего единомышленника или человека, с которым я враждовала. Права всех людей должны соблюдаться, и, если мы хотим иметь правовое и демократическое государство, все должны быть равны перед законом.

Что сделал Бидзина Иванишвили? Он делает все, чтобы в Грузии те, кто не хочет Саакашвили, встали перед выбором: либо отдать голос за Иванишвили и продлить его правление, либо вернется Саакашвили и вас всех пересажает. Для меня абсолютно неприемлема та нечестная игра, которую ведет нынешняя грузинская власть. Именно поэтому я заняла ту позицию, которую заняла, а не потому, что забыла что-либо.

Что касается кооперации, то, к моему сожалению, в Грузии до сих пор самая большая поддержка среди оппозиционных партий действительно у «Единого национального движения». Но я даже представителям ЕНД открыто говорила, что никогда не соглашусь на то, чтобы они вернулись к власти, тем более единолично. Но это зависит не от меня, а от народа, кому они дадут больше голосов. К сожалению, видно, что без ЕНД и без электората, который у него есть, оппозиция не сможет победить «Грузинскую мечту». Поэтому я выступала и выступаю за досрочные выборы, а также за то, чтобы все оппозиционные политические партии объединились против господина Иванишвили, а затем каждый из нас будет создавать ту коалицию, которая будет близка к нам по принципам, ценностям и идеям.

- Как вы считаете, Грузия должна двигаться в сторону Запада или все же России?

- Сейчас такая сложная ситуация, что о дружбе с Россией говорить не приходится. Я всегда говорила, что нельзя противопоставлять одно направление другому. Идти в направлении Запада и хотеть вступить в ЕС - не значит враждовать с Россией. Разговаривать нужно со всеми, как бы сложно это не было, потому что Россия является соседом, хотим мы этого или нет. Меня часто в Грузии критиковали и называли чуть ли не врагом народа, когда я говорила, что с Россией нужно разговаривать. Разговаривать нужно всегда, особенно когда силы неравны.

Но я никогда не выступала за неравноправный разговор. Разговор должен быть равноправным, основанным на интересах собственного государства, а сможешь ли ты как представитель своего государства реализовать свои интересы, уже зависит от конкретного политика. Мне часто говорили, что нет, мы не сможем говорить с Россией, потому что мы не можем защищать свои интересы. Ну извините меня, тогда проблема в том, что мы не можем вести нормальные переговоры.

Пример господина Ильхама Алиева мне прекрасно показывает, что даже такое небольшое по территории и населению государство как Азербайджан, может вести достойные и взаимовыгодные переговоры, даже в самой сложной ситуации. Поэтому здесь господин Алиев для меня является действительно примером для подражания. Я бы очень хотела, чтобы Грузия также могла вести разговор со всеми, в том числе и с Россией во благо своих интересов, как это сделал президент Азербайджана.

- Азербайджан восстановил свою территориальную целостность. Какой путь вы видите в восстановлении территориальной целостности Грузии?

- Не в обиду нашим армянским друзьям будет сказано, но я всегда выступала за принцип территориальной целостности государства, в данном случае Азербайджана. Я никогда этого не скрывала, и об этом я говорила как моим азербайджанским друзьям, так и во время моего визита в Армению. 

Несмотря на сложные отношения, которые сложились между Баку и Ереваном, очень важно, что лидеры обеих стран находят возможность и силы в себе, чтобы вести переговоры и находить определенные выходы из очень сложной ситуации.

И вот недавно господин Алиев высказался за новый механизм сотрудничества трех южнокавказских республик - Азербайджана, Грузии и Армении, в том числе и в транспортной сфере. Это очень важная инициатива и я считаю, что чем раньше она будет осуществлена, тем лучше для всех трех государств. Если на Южном Кавказе воцарится мир и взаимопонимание, это будет очень выгодно для всех нас.

Конечно, я заинтересована в том, чтобы между Арменией и Азербайджаном были нормальные отношения, как бы сложно это не было, и я вижу, что с вашей стороны делаются шаги в этом направлении. С армянской стороны также есть желание наладить хоть какой-то диалог, что дает надежду на то, что ситуация будет постепенно улучшаться.

Что касается конфликта в Грузии, еще раз хочу подчеркнуть, что единственным правильным путем я вижу налаживание прямого диалога с нашими осетинскими и абхазскими согражданами, ведение активного переговорного процесса. Однако здесь я могу сказать, что очень негативно оцениваю деятельность нашего руководства, которое ничего не делает для восстановления разрушенных мостов между нашими народами, и решение этих вопросов откладывается на неопределенное время. Тем не менее я надеюсь, что ситуация изменится, мы сможем постепенно налаживать нормальные отношения, создать условия для восстановления нашей территориальной целостности, вернуть беженцев в места их проживания, обеспечить такие условия, когда и абхазы, и грузины, и осетины будут чувствовать себя равноправными гражданами нашей нормальной страны. 

Не пропустите дальнейшие события, следите за актуальными новостями на Icma.az.
seeПросмотров:110
embedИсточник:https://caliber.az
archiveЭта новость заархивирована с источника 17 Декабря 2024 03:35
0 Комментариев
Войдите, чтобы оставлять комментарии...
Будьте первыми, кто ответит на публикацию...
topСамые читаемые
Самые обсуждаемые события прямо сейчас

ВСУ вывели из строя еще один стратегический арсенал ГРАУ России

23 Апреля 2025 12:29see524

Горькая участь карабахского движения

24 Апреля 2025 02:33see244

Бездомный с ограниченными возможностями здоровья рассказал, почему потерял веру в жизнь

23 Апреля 2025 04:32see242

Пезешкиан прокоментировал предстоящий визит в Азербайджан

23 Апреля 2025 11:37see239

Наставник бронзового призера: Результат получился неплохим

23 Апреля 2025 10:20see236

Убийство всех бездомных мы наш, мы новый мир построим!..

24 Апреля 2025 01:32see218

Скончался отец шехида Эльчина Алиева

24 Апреля 2025 03:31see212

Крупное слияние в телекоммуникационной сфере: Азтелеком поглощает шесть организаций

24 Апреля 2025 17:01see198

Постпред Азербайджана при ООН направил письмо генсеку организации

24 Апреля 2025 05:50see182

FT: Европа в панике США и Россия ведут переговоры по Украине без участия ЕС

23 Апреля 2025 11:51see178

Нейросеть научили выявлять рак легких на четыре месяца раньше врачей

24 Апреля 2025 04:28see173

От Пекина до Брюсселя Баку закрепляет роль надёжного партнёра для Востока и Запада

24 Апреля 2025 13:09see151

Трамп назвал идею повышения налога для миллионеров разрушительной

24 Апреля 2025 14:03see142

Цены на жилье снова изменятся: эксперт назвал причину

23 Апреля 2025 05:01see141

В пятницу в Баку 26 градусов тепла, юго восточный ветер

24 Апреля 2025 13:15see141

АДВОКАТ НА СВЯЗИ. Можно ли оформить имущество на маму? Какие риски?

24 Апреля 2025 09:12see139

Азербайджан и Китай: новая фаза партнёрства с масштабными проектами АНАЛИТИКА от Лейлы Таривердиевой

24 Апреля 2025 10:02see136

Страдание как капитал, или почему армяне строят политику на костях прошлого

24 Апреля 2025 09:01see135

Трагическая гибель пожилого мужчины в Шамахы

24 Апреля 2025 00:47see134

Эрдоган о землетрясении в Стамбуле: Мы внимательно следим за развитием событий

23 Апреля 2025 14:41see128
newsПоследние новости
Самые свежие и актуальные события дня