Недоверие как фактор Алиев о препятствиях к миру на Южном Кавказе
Согласно информации сайта Caliber.az, сообщает Icma.az.
Заявления, сделанные президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым на III Шушинском Глобальном медиафоруме, на встрече с участниками этого масштабного мероприятия в городе Ханкенди, продолжают находиться в центре внимания международной общественности и ведущих мировых СМИ.

Отметим, что глава государства, в частности, дал исчерпывающие ответы на вопросы, касающиеся армяно-азербайджанского урегулирования, расставив четкие акценты на приоритетах внешней политики Азербайджана. Так, президент Алиев внес ясность в перспективы подписания мирного соглашения между Азербайджаном и Арменией, в очередной раз подчеркнув необходимость выполнения Ереваном двух ключевых условий Баку.
«Думаю, мы очень близки к подписанию мирного договора, он может быть подписан сразу после внесения изменений в Конституцию Армении и роспуска Минской группы ОБСЕ», — сказал Ильхам Алиев, в очередной раз направив четкий месседж международному сообществу о том, что позиция Азербайджана в вопросах, представляющих принципиальную значимость, остается неизменной.
Как известно, официальный Ереван, несмотря на громкие заявления армянского руководства о приверженности миру в регионе, все еще уклоняется от выполнения ключевых требований Баку. Так, в преамбуле действующей Конституции Армении имеется отсылка на Декларацию независимости, содержащую территориальные претензии к Азербайджану.
В январе 2024 года премьер-министр Никол Пашинян заявил, что Армении нужна новая конституция, «обеспечивающая жизнеспособность страны в новых геополитических условиях», позднее уточнив, что положения Декларации независимости, лежащей в основе действующей конституции, угрожают стране войной.

Затем Пашинян сообщил, что власти планируют провести референдум по принятию новой конституции в 2027 году, отметив при этом, что в его команде также рассматривается возможность проведения референдума одновременно с парламентскими выборами 2026 года. На тот момент он утверждал, что изменение конституции — это вопрос исключительно внутренней политики и не окажет регионального или международного влияния. Как видим, слова и только слова…
События недавнего прошлого – почти тридцатилетняя армянская оккупация азербайджанских территорий, непоследовательная политика армянского руководства, отказ Еревана признавать территориальную целостность нашей страны – лишь усугубляют недоверие к официальному Еревану. А откровенно прослеживаемая непоследовательность в заявлениях Пашиняна, которые к тому же отличаются провокационностью – это отдельная история, которой стоит уделить внимание.
Так, напомним, что в 2019 году армянский премьер на митинге в Ханкенди, приуроченном к открытию 7-х всеармянских летних игр, заявил, что «Карабах — это Армения и точка», в октябре 2020 года в интервью BBC World News он вновь выпалил, что «Карабах — это Армения», добавив, что якобы «при помощи террористов Азербайджан напал на Нагорный Карабах».
В октябре 2022 года Никол Пашинян впервые публично признал Карабах частью Азербайджана, однако на минувшей неделе, выступая на пресс-конференции, неожиданно заявил, что «это решение было принято им еще в сентябре 2022 года, после того как Армения не дождалась помощи от Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), к которой она обращалась из-за угрозы со стороны Азербайджана». То есть, по сути, армянский премьер дал понять, что признание им Карабаха территорией Азербайджана – это вынужденная мера, а не осознанное решение Еревана.
Все это в совокупности дает Баку основания сомневаться в мирных подходах армянской стороны, поскольку нет никаких гарантий в том, что власти Армении вновь не изменят свою позицию по Карабаху. Этот момент не обошел вниманием и президент Ильхам Алиев, говоря о недавно состоявшейся встрече с премьер-министром Армении в Абу-Даби.
«Одна из тем, которую мы обсуждали, – это крайне низкий уровень доверия между сторонами, и это вполне объяснимо. Наша позиция всегда оставалась неизменной: как я говорил, Карабах – это Азербайджан, так и продолжаю говорить. В то же время армянская позиция менялась. Есть ли гарантии, что этого не произойдет вновь? У меня их нет. Поэтому необходимы международно-правовые механизмы, которые окончательно положат конец сепаратизму. Для этого, в частности, требуется ликвидация Минской группы ОБСЕ и внесение изменений в армянскую конституцию», – подчеркнул Ильхам Алиев.
Президент Азербайджана также указал на пробелы внешней политики Армении, торпедирующие интеграционные процессы в регионе.
«Интересы Армении и Азербайджана могут совпадать, однако действия Еревана не способствуют региональной интеграции. Армения всегда видела это по-другому. Если бы не было оккупации, депортации азербайджанцев, геноцида, ситуация на Южном Кавказе складывалась бы совсем по-другому. Южный Кавказ был бы давно интегрирован и не было бы потеряно так много времени», – сказал президент Алиев, подчеркнув, что причина заключается в оккупационной сути режимов, которые управляли Арменией с момента распада СССР.
«Ни один из них друг от друга не отличался в азербайджанофобии и немотивированной агрессии против Азербайджана», –– подчеркнул глава государства.

Как тут не вспомнить слова экс-президента Армении Роберта Кочаряна об «этнической несовместимости» армян и азербайджанцев. Весьма яркая иллюстрация той агрессорской, полной ненависти к азербайджанцам политики, которую армянские власти проводили на протяжении многих лет.
Помимо всего, есть еще один негативный фактор – это так называемая «наблюдательная миссия» ЕС (EUMA), за которую правительство Армении держится как утопающий за соломинку, настойчиво продолжая представлять ее в качестве «важного условия для обеспечения безопасности в регионе».
Формально заявленная цель миссии – способствовать стабильности в приграничных районах Армении, но в действительности она целенаправленно занимается шпионской деятельностью и сбором разведданных об Азербайджане, Иране, в целом о регионе.
Официальный Баку не раз заявлял, что под видом наблюдателей в составе этой миссии действуют представители спецслужб и силовых ведомств, и требовал ее вывода с территории Армении.
Позиция Баку в отношении этой весьма сомнительной европейской миссии, нацеленной на дестабилизацию региона, остается неизменной. За исключением Армении, для всех региональных стран очевидно, что европейские покровители Еревана активно реализуют собственные стратегические интересы, идущие вразрез с задачами обеспечения стабильности на Южном Кавказе. Слепо следуя указке западных покровителей, прежде всего Франции, сыгравшей активную роль в расширении миссии ЕС в Армении, официальный Ереван ставит под угрозу стабильность и безопасность региона. Именно поэтому тезисы, озвученные президентом Алиевым на III Шушинском Глобальном медиафоруме, представляют огромную важность для сохранения стабильности на Южном Кавказе и должны быть услышаны международным сообществом.


