Нет причин для беспокойства
Баку доказывает необоснованность региональных страхов Тегерана
Внешняя политика Азербайджана рассчитана на взаимопонимание со всеми странами, особенно с региональными игроками, надуманные этнические фобии которых преодолеваются с трудом.
В этом плане особенно важен визит помощника Президента Азербайджана - заведующего отделом по вопросам внешней политики Администрации главы государства Хикмета Гаджиева в Тегеран, где он встретился с президентом Ирана Масудом Пезешкианом.
Согласно информации, распространенной посольством нашей страны в своем аккаунте в социальной сети X, во время встречи Хикмет Гаджиев передал президенту соседней страны искренние приветствия и приглашение Президента Ильхама Алиева посетить Азербайджан, что было воспринято с благодарностью, поскольку подоспело время для южан определиться как с противоречивыми религиозными, так и цивилизационными приоритетами.
Помощник главы государства встретился также с советником президента Ирана Мехди Санаи и провел обмен мнениями по вопросам двусторонних отношений и регионального сотрудничества, подтвердил решимость высшего политического руководства Азербайджана развивать добрососедские взаимовыгодные отношения со всеми соседями.
«Азербайджанская Республика заинтересована в расширении политических, экономических и культурных связей с Исламской Республикой Иран на основе добрососедства, без каких-либо ограничений и в интересах обеих сторон. Ключевым аспектом двусторонних отношений является укрепление взаимного доверия и устранение возможных недоразумений», - подчеркнул Хикмет Гаджиев, отметив, что со стороны нашего государства никогда не исходило, не исходит и не будет исходить никакой угрозы суверенитету и территориальной целостности соседним субъектам международного права.
В Тегеране еще со времени правления общенационального лидера Гейдара Алиева превосходно осведомлены о том, что наша страна - не просто важный и ценный сосед для кого бы то ни было, но и устойчивое светское толерантное государство, с которым Иран связывают глубокие исторические, родственные и дружеские узы, помноженные на традиции ислама. А потому нынешний уровень двусторонних отношений не соответствует их потенциалу и интересам обеих сторон. В нормальном формате взаимодействия идеальным вариантом было бы выведение взаимодействия за рамки исключительно дипломатического формата и распространение дипломатических отношений на общественную и частную сферы. Углубление контактов между народами наших стран окажет значительное влияние на укрепление сотрудничества хотя бы потому, что долгосрочная стратегия официального Баку направлена на формирование межрегионального стратегического партнерства, свободного от каких-либо проявлений напряженности. Кроме того, в рамках углубления хозяйственно-экономического взаимопонимания необходимо последовательно реализовывать уже имеющиеся масштабные экономические и торговые проекты, которые позволят активнее вовлекать предпринимателей и инвесторов, тем более что у обеих сторон имеются все возможности и необходимые платформы для создания прочных экономических связей, приносящих взаимную выгоду обеим сторонам.
Вспомним в этой связи, как 30 с лишним лет в Тегеране буквально носились, словно с писаной торбой, с «горем многострадального» армянского народа, но ни разу не озаботились тем, что их «сестричка» оккупировала пятую часть Страны огней. Высшее политическое, оно же религиозное, руководство шиитской теократии «пришло в сознание», когда в октябре 2022 года официальный Иреван дал согласие на присутствие приграничной «мирной» наблюдательной миссии Евросоюза, разросшейся до формата придатка НАТО, при участии 25 стран коллективного Запада. В начале этого года армянский парламент символически инициировал начало вхождения Армении в ЕС, после чего подписал хартию о стратегическом партнерстве с США, где предусмотрена «прописка» американских инструкторов на государственных рубежах этой страны.
Именно на фоне прогнозируемой опасности 8 января Президент Ильхам Алиев с пониманием воспринял тревогу прибывшего в Баку секретаря Высшего совета национальной безопасности Исламской Республики Иран Али Акбара Ахмадиана, приняв того по его просьбе. В ходе встречи глава государства особо напомнил об инициативе официального Баку, выступающего за решение любых региональных проблем исключительно с участием близлежащих государств (именно в этой связи Азербайджан не раз выступал инициатором формата «3+3», носящего характер регионального сотрудничества), с категорической недопустимостью привлечения нерегиональных внешних сил, особенно тех, кто расположен за тысячи миль отсюда, для которых важно поддерживать конфликты в «разогретом» состоянии.
Тут для всех столиц вроде бы все понятно: за все 33 с лишним года независимости Азербайджан ни разу не демонстрировал желание усидеть на двух стульях, будучи предсказуемым, честным и искренним в отношениях со своими партнерами государством. Во-первых, политическое руководство страны крайне щепетильно придерживается курса общенационального лидера Гейдара Алиева на независимый дипломатический трек без вступления в военно-политические блоки, не имея намерений превращать собственную территорию в полигон для любых так называемых «гегемонов», рассчитывая на собственные силы и единство народа с властью. Во-вторых, благодаря устойчивой позиции на территории нашей страны нет ничьих иностранных военных баз (даже братской Турции), которые шиитской теократией или кем-то еще могли бы рассматриваться в качестве потенциальной угрозы. И в-третьих, официальный Баку не раз подчеркивал, что все вопросы в регионе должны и будут решаться только самими странами региона, и никак иначе.
Давая четкую характеристику непростым двусторонним отношениям с Тегераном, Президент Ильхам Алиев в январском интервью отечественным телеканалам заявил: «Мы ни разу не ухудшали отношений с прежней властью Ирана, просто предупреждали о необходимости соблюдать международное право, уважительно относиться к территориальной целостности и государственному суверенитету. И если начинались направленные против нас угрозы, учения, заявления, мы предпринимали тождественные шаги, давая понять, что правы и никого не боимся, тем более оскорбительных выпадов в прессе южан, - видимо, это метод работы некоторых местных властных кругов. Хотя оскорбления - признак бессилия невоспитанных людей».
Другое дело Армения, власти которой сознательно превратили страну в проходной двор для западных силовых структур. А это значит, что Тегерану давно пора менять стрелки «красных линий», так как его не может не раздражать вольготное пребывание в непосредственной близости от своих границ разведывательной миссии ЕС, которая по факту уже превратилась в миссию НАТО и откровенно шпионит - не столько за Азербайджаном, сколько за теократическим режимом, а также за «главным врагом» в лице российских солдат и офицеров (пограничников ФСБ и 102-й военной базы), дислоцированных на территории Армении. Не может не беспокоить Иран и тот факт, что правительство Никола Пашиняна одобрило регулярное проведение на своей территории совместных учений с американскими военнослужащими. Кроме того, начиная со 2 августа прошлого года, когда в аэропорт Звартноц прибыли два военно-транспортных самолета с соответствующим боевым снаряжением, в Сюникской области (она же Западный Зангезур), то есть у самой границы с Ираном, уже размещен ограниченный военный контингент армии США, оснащенный специальными приборами, отслеживающими траектории ракет и других летательных аппаратов, выпускаемых с иранской территории. Об этом наверняка знают и в оперативном штабе КСИР и в среде помощников верховного рахбара.
И, наконец, зажатую со многих сторон Исламскую республику не могут не беспокоить откровенно прозападные устремления правительства Пашиняна, взявшего прямой курс на углубленное сотрудничество с Брюсселем как по линии Евросоюза, так и по линии НАТО.
Скорее всего, южане не только примут к сведению, но и «возьмут на вооружение» не в их пользу сложившееся поведение «сестрички», о чем свидетельствует визит ответственного за национальную безопасность шиитской теократии Али Акбара Ахмадиана в Иреван. Во время визита он выдвинул руководству Армении ряд требований, «невыполнение которых может иметь серьезные последствия» для «страны камней». Согласно достоверной информации из дипломатических источников, Ахмадиан прямо призвал премьер-министра Никола Пашиняна и главу МИД Арарата Мирзояна отказаться от стремления к членству в НАТО и даже Евросоюзе. И в случае, если «верная любимая сестричка» согласится на выполнение условий Тегерана, то взамен иранский чиновник предложил заключить оборонный пакт между двумя странами, который включает в себя даже такие превентивные элементы, как «дислокация вооруженных сил КСИР на территории Армении».
Как видим, «страна камней» оказалась меж двух, а то и трех огней, и какой вариант развития ситуации она выберет - станет понятно совсем скоро. Но одно неоспоримо: официальный Иреван из-за «диверсификации национальной безопасности» оказался в глубоком цугцванге, и каждый последующий шаг будет болезненнее предыдущего. Впрочем тут нет места для сочувствия, так как у властей Армении было предостаточно времени для того, чтобы не прыгать с колена на колено «сестричек», а заключить нормальный мир с Азербайджаном в расчете на региональное развитие, восстановить безусловные отношения с Турцией без нарративов о надуманном «геноциде» и «великой Армении» и тем самым оградить себя от столь негативного во всех плоскостях развития сценария.
Однако поезд ушел для обеих «любвеобильных сестричек», а большая война на Ближнем Востоке, которая началась 7 октября 2023 года, обернулась огромными, невосполнимыми потерями для самого Ирана. Вспомним, как на фоне угроз Тегерана «стереть с лица земли сионизм как явление» национальная армия Израиля ЦАХАЛ «отутюжила» вначале опорные пункты ХАМАС в Газе, который, хотя и не уничтожен полностью до сих пор, тем не менее серьезно ослаблен. А сокрушительные точечные удары еврейского государства практически полностью обезглавили более крупное шиитское прокси-образование «Хезболлах». Параллельно Израиль атаковал иранские системы ПВО и подверг вместе с военно-воздушными силами США мощным ударам базы хуситов в Йемене.
Иными словами, на глазах начала рушиться так называемая «ось сопротивления», или попросту «шиитская дуга», создаваемая не одно десятилетие при личном участии генерала Гасыма Сулеймани. Ну, и под занавес прошлого года Иран, а вместе с ним Армения вместе с рядом известных союзников ожидаемо лишились своего главного актива в «оси сопротивления» - режима Башара Асада в Сирии.
Понимая, что терпит поражение практически по всему периметру своих границ, шиитская теократия пытается теперь обезопасить себя хотя бы с севера. Но не в направлении Баку ему надо искать угрозы, а чуть западнее - под самым боком у муллократии появились весомые поводы для беспокойства, учитывая превращение «страны камней» в форпост «демократической цивилизации». Иреван в который раз загоняет себя в очередной тупик, обманывая свой народ - теперь уже обещаниями «быть счастливыми вдали от автократии» (прежде всего имеются в виду Россия и Иран, а следом Турция и Азербайджан). Если перевести на нормальный язык, руководство Армении отсекает любую возможность физического участия в региональном развитии, включая транспортный коридор Север - Юг, хотя Никол Пашинян везде носится с украденной у Баку инициативой «мирного перекрестка». Спросить бы у него, а с кем он собирается выстраивать сотрудничество, если вокруг все страны «неправильные», и никто кроме них не собирается потратить хотя бы один цент на реализацию его маниловских фантазий.
Об этом говорят и сухие цифры. Так, на фоне армянского «обнимания» с Вашингтоном Азербайджан и Иран «махнули рукой» на регионального изгоя, остановившись на альтернативе железнодорожного маршрута, предполагающего выход к Нахчыванской автономии из Горадиза через поселок Агбенд в направлении иранского населенного пункта Салам Мелик, а оттуда - в Нахчыванскую автономию.
Судя по всему, проект был согласован и с российской стороной, которая ранее также проявляла заинтересованность в строительстве железнодорожного сообщения Имишли-Парсабад, и эта идея уже «обкатана» - сразу по окончании Отечественной войны 2020 года Тегеран предложил соединить железные дороги двух стран по линии Парсабад-Ардебиль-Мияна, что ни в коем случае не отменяет главное направление железнодорожной ветки: из азербайджанской Астары в Казвин по международному коридору Север-Юг. Комплексная реализация проекта обеспечит всем заинтересованным сторонам доступ к портам Персидского залива, а для нас улучшит транспортное сообщение с Тебризом, где располагается генконсульство Азербайджана. Правда, на строительство всего железнодорожного полотна, предусматривающего создание бесшовного сообщения, связывающего в перспективе север Европы с иранскими южными портами, требуются не только колоссальные затраты технических средств и финансов, но и политические гарантии в виде прочной договорно-правовой базы.
Однако Баку доказал, что для него ничего невозможного нет, нужны не разговоры о страхах, а искренняя заинтересованность в налаживании взаимовыгодных двусторонних и даже многосторонних связей. Как будут развиваться ирано-азербайджанские отношения на этом направлении - будет ясно уже до Новруза.