Новая эра в банковской системе
Как передает Icma.az со ссылкой на сайт Бакинский рабочий.
ЦБА внедряет ESG-стандарты
Отечественный финрегулятор готовится применить новые требования ответственной банковской деятельности, основанные на принципах экологической, социальной и корпоративной функциональности, для практической реализации инициатив устойчивого развития.
Следуя отчету Центрального банка об устойчивом финансировании, впредь местные кредитно-финансовые структуры будут обязаны учитывать экологические и социальные критерии в своей кредитной деятельности. Кроме прочего, финансовый регулятор анонсирует реализацию проекта ESG Risk Radar для раннего выявления и мониторинга климатических рисков в нашем банковском секторе.
ESG Risk Radar представляет собой экономически эффективный, проверенный и испытанный метод, предлагаемый немецкой финансовой группой Sparkassenstiftung в сотрудничестве с Кемптенским университетом прикладных наук. Финансовые учреждения могут использовать его для анализа экологических, социальных и управленческих рисков в своем кредитном портфеле и внедрения успешных стратегий управления рисками. Упомянутый инструмент также оценивает степень влияния экономических секторов на климат и структурные изменения, а также определяет оценку риска для каждого сектора.
Местные финансовые власти уверены: азербайджанским финансовым учреждениям необходимо перенимать международную практику ответственных подходов к переходным опасностям, выстраивая собственную деятельность снижения рисков. В связи с этим планируется разработка путеводной карты по оценке климатических и переходных угроз, сообщается в отчетности ЦБА, что повысит устойчивость финансового сектора и обеспечит его долгосрочную стабильность.
Глобальный финансовый сектор серьезно пострадал от климатических и структурных изменений. Изменение климата предполагает новые и неопределенные риски для банков всего мира и наша страна не является исключением из общего правила. По этой причине повестка устойчивого развития с каждым годом обретает все большую актуальность для местной финансовой сферы, подверженной ветрам перемен и всевозможным вызовам изменчивых реалий.
В своем последнем отчете Центробанк анонсирует влияние климатических изменений на инфляцию в нашей республике, причем, воздействие будет ограничено в пределах 0,5-1 п.п. на протяжении следующих десяти лет. Наиболее выраженное давление климатических перемен ожидается в сегменте продовольственной инфляции - от 1,5 до 2 п.п. В документе также подчеркивается, что изменение климата и переход к «зеленой» экономике формируют новые инфляционные риски по всему миру.
Серьезность ожиданий не вызывает сомнений, поскольку в прошлом году главный банк провел комплексное исследование влияния климатических факторов на макроэкономические показатели и денежно-кредитную политику, изучив международный опыт и стратегии ведущих центробанков. Кроме этого, в банковском секторе проведен первичный мониторинг климатических рисков, по итогам которой финансовые власти приступили к реализации ряда совместных проектов. Как отмечают в ЦБА, одна из двух инициатив, реализуемых вкупе с Международным валютным фондом, «связана с данными», а другая охватила актуальные на сегодняшний день вопросы стресс-тестирования, связанные с оценкой потенциального воздействия на финансовое состояние кредитных организаций совокупности изменений и факторов риска.
Внедрение лучших практик управления климатическими рисками становится определяющим направлением долгосрочной устойчивости бизнес-моделей финансовых организаций. Ведь банковская система не без оснований считается главным игроком в сфере устойчивого развития. В Центробанке также отмечают важность интеграции ESG-факторов в бизнес-стратегии, корпоративное управление и риск-менеджмент финансовых организаций с учетом текущей ситуации, а также национальных приоритетов экономики и опыта других продвинутых в этом стран.
И, наконец, естественным следствием этого, как отмечалось выше, станет появление национального путеводного документа. «Предусмотрена разработка дорожной карты по оценке климатических и переходных рисков, что повысит устойчивость финансового сектора и обеспечит его долгосрочную стабильность», - говорится в публичных заявлениях Центробанка. Кстати, успех упомянутых начинаний гарантирует не только серьезный настрой регулятора, но и самих кредитно-финансовых организаций страны, полагающих, что управление ESG-рисками в контексте текущих и будущих климатических изменений является важной задачей.
Такие выводы следуют из результатов опроса, охватившего больше двух десятков банков, а также 16 страховых и 12 инвестиционных компаний. Примечательно, что более 80% участников мониторинга оценили такие угрозы как средне- или высокозначимые. Среди основных проблем в области устойчивого финансирования сохраняются затруднения, связанные с нехваткой квалифицированных кадров и недостаточная информированность. Также отмечается пока еще низкий спрос на устойчивые финансовые продукты. Однако по сравнению с позапрошлым годом меньше финансовых институтов считают препятствием отсутствие требований со стороны регулятора.
В преддверии прошедшего в Баку Климатического саммита СОР29 денежные власти страны акцентировали внимание на инструментах «зеленого» финансирования, настаивая на первоочередном значении ESG-трансформации банковского сектора Азербайджана. Для этого на протяжении всего прошлого и нынешнего года, особенно в ходе COP-29, финансовый регулятор не только активно освещал развитие местного финансового рынка в тренде современных ответственных требований к устойчивому развитию, но и внедрил ряд законодательных нововведений для активного использования инструментов климатического финансирования и инвестирования.
На этой волне в стране появились законодательно подкрепленные требования к «зеленым» облигациям и таксономии бизнес-проектов. Новые инструменты, разработанные в рамках устойчивых подходов к капиталовложениям и финансовым операциям, направлены на решение важной задачи, предполагающей диверсификацию каналов ассигнований и расширения возможностей в формирующемся и быстро растущем сегменте современного финансового рынка. При этом местные представители банковского сектора добровольно и массово взяли на себя обязательства по внедрению новых требований, предъявляющих высокие ожидания к участникам этого рынка.


