Icma.az
close
up
AZ
Новые власти рубят сплеча наш комментарий Haqqin

Новые власти рубят сплеча наш комментарий Haqqin

Новые сирийские власти продолжают удивлять мир. И даже своих союзников. Так, небезосновательно считается, что в борьбе против режима Асада пришедшие к власти исламисты пользовались поддержкой Турции. Что, соответственно, породило ожидания, что Анкара будет пользоваться в новой Сирии режимом наибольшего благоприятствования. И тут вдруг появляется информация, согласно которой переходное правительство в Дамаске приняло решение повысить таможенные пошлины на импорт, ввозимый через турецкую границу, чуть ли не на 300-500%. В условиях тотальной разрухи и без того высокой инфляции выглядит, мягко говоря, странно. Ведь это тут же ударит по ценам, которые взлетят вверх. А в Сирии и так более 90% населения живут в бедности и нищете.

Очереди грузовых автомобилей на турецко-сирийской границе после принятого властями Сирии трешения повысить таможенные пошлины на импорт из Турции

В результате на погранпереходах на сирийско-турецкой границе после 11 января (когда вступили в силу новые правила) возникла паника, а точнее давка из большегрузов. Никто не понимает, как жить по новым правилам, которые выглядят для торговли просто убийственными. Экспорт из Турции (который достиг в прошлом году 1,95 млрд долл.) практически встал, на границе «в недоумении» скопились более 3 тысяч грузовиков и прицепов. Основные продукты турецкого экспорта в Сирию составляют зерновые, бобовые, масличные семена и другие продукты питания. Так что повышение пошлин – сильный удар по потребительскому рынку.

Впрочем, вполне возможно, что слухи о смерти турецко-сирийской торговли все же несколько преувеличены. А утекшие в масс-медиа сведения о несусветных пошлинах – не более чем пиар-ход и переговорная позиция перед тем как, напугав партнера крайними мерами, затем занять более вменяемую и компромиссную позицию. Также, возможно, столь резкие решения и действия объясняются просто отсутствием у представителей новых сирийских властей управленческого опыта. Вот они и рубят сплеча. Сами они пока выдали такое официальное объяснение новой таможенной реальности: дескать, причиной повышения пошлин стало введение единой таможенной системы по всей стране, которая до сих пор отсутствовала.

Основные продукты турецкого экспорта в Сирию составляют зерновые, бобовые, другие продукты питания. Так что повышение пошлин – сильный удар по потребительскому рынку

До падения режима Асада разница в таможенных пошлинах, взимавшихся на погранпереходах и контролировавшихся Дамаском, от тех, которые взимали на пунктах пропуска, находившихся под контролем повстанцев, отличалась в разы. Контролируемые Асадом регионы (и погранпереходы) взимали высокие пошлины на товары из Иордании, Ирака и Ливана, «повстанческие» погранпереходы сохраняли гораздо более низкие ставки.

С этой точки зрения, унификация выглядит логичной и правильной. К тому же Сирии сейчас важно выстроить рабочие отношения не только с Турцией, но и с арабскими соседями, показав, что со всеми они выстраивают отношения на равных. А в идеале еще и добиться снятия санкций со стороны Запада, начиная с Евросоюза. Ну и, наконец, для нищей страны, каковой является Сирия, где экономика почти полностью разгромлена (ООН еще несколько лет назад оценивало ущерб, нанесенный за время гражданской войны, в более чем 440 млрд долл.), таможенные пошлины традиционно могут рассматриваться как один из немногих гарантированных источников пополнения скудного бюджета.

Новые сирийские власти уже вступили в переговоры с Анкарой, то есть не все еще потеряно, хотя переговоры идут трудно. В заявлении турецкой стороны сохраняется сдержанный оптимизм, там сказано, что обе страны выразили взаимную заинтересованность в «заключении нового и более всеобъемлющего соглашения о свободной торговле». После падения режима Асада в Анкаре были еще более оптимистичны и заявляли, что объем торговли между Турцией и Сирией может достичь 10 миллиардов долларов уже в ближайшем будущем. До начала гражданской войны он составлял 2,3 миллиарда долларов, затем рухнул до полумиллиарда, но постепенно рос. Так, впрочем, и не достигнув довоенного уровня.

Для нищей Сирии, где экономика почти полностью разгромлена, таможенные пошлины могут рассматриваться как один из немногих гарантированных источников пополнения скудного бюджета

Однако проблемы сирийско-турецкой торговли – ничто по сравнению с тем, что случилось с российско-сирийской. По сути, Дамаск записал Россию во враждебное государство, когда на днях запретил импорт российских товаров, наряду с товарами из Ирана и Израиля. Попутно это дает нам понять, что переговоры о сохранении (явно временном, скорее речь об условиях и времени эвакуации) российских военных баз в стране идут трудно. По крайней мере, ни одному российскому военному кораблю пока не разрешили войти в порт Тартуса для вывоза российских войск и вооружений. Разница между россиянами, персами и израильтянами для Дамаска осталась разве что в том, что россиянами все еще разрешен въезд в страну, тогда как гражданам Ирана и Израиля – категорически запрещен.

Продукция, поступающая из этих стран, будет конфискована, а экономические связи с ними, вероятно, подвергнутся серьезным испытаниям. При этом в запрете на израильские товары для Сирии нет вообще ничего нового, такой запрет был и при Асаде. То, что проиграл Иран, поддерживавший Асада как силами Корпуса стражей исламской революции, так и посредством ливанской группировки «Хезболла», было предсказуемо. А вот Россия до последнего времени играла значительную роль в Сирии не только в плане военной поддержки, но и экономической. Однако по поводу возможного пересмотра таких традиционных связей нехороший сигнал был уже в декабре, когда Россия прекратила поставки пшеницы в Сирию. Формально – «из-за растущей нестабильности в стране и задержек платежей». Впрочем, Украине эти же проблемы не помещали такие поставки как раз начать.

Дамаск записал Россию во враждебное государство, когда на днях запретил импорт российских товаров, наряду с товарами из Ирана и Израиля

Сирия традиционно являлась одним из основных клиентов российской оружейной промышленности. Однако теперь есть сомнения, что такие связи удастся сохранить. Россия уже несколько раз заявляла также о готовности помочь в восстановлении Сирии. Однако ответно желания принять такую помощь пока не высказано. Объем торговли между Россией и Сирией сократился более чем в три раза с 2008 по 2014 год, однако начиная с 2021 товарооборот снова стал заметно расти. В прошлом году он достиг самого высокого уровня за более чем десятилетие. Основными товарами российского экспорта в Сирию являлись продукты питания: пшеница, подсолнечное масло, мука, а также изделия из древесины и промышленное оборудование. В свою очередь, Россия импортировала из Сирии такие фрукты, как вишня, апельсины, гранаты, сухофрукты, минералы (особенно фосфаты), некоторые виды тканей, лекарства, домашнюю мебель, обувь и бытовые инструменты. Общий объем двусторонней торговли оценивался в прошлом голу примерно в 1 млрд долларов США, причем около 65% из него составлял российский экспорт. И вот теперь запрет на импорт всего российского. Резкие, однако, парни пришли к власти в Дамаске.

seeПросмотров:102
embedИсточник:https://haqqin.az
0 Комментариев
Войдите, чтобы оставлять комментарии...
Будьте первыми, кто ответит на публикацию...
topСамые читаемые
Самые обсуждаемые события прямо сейчас
newsПоследние новости
Самые свежие и актуальные события дня