Пакистан и Индия: конфликт, геополитика и фактор ядерного сдерживания Разуваев и Сариев на
Icma.az, ссылаясь на сайт Caliber.az, передает.
Нападение на мирное население Пакистана недопустимо. Последствия эскалации конфликта в регионе будут полностью возложены на Индию, — говорится в заявлении пресс-службы секретариата премьер-министра Пакистана по итогам внеочередного заседания Совета национальной безопасности.
Активные боевые действия, которые ранним утром развязала Индия против Пакистана, привели к жертвам среди мирного населения. За мирных жителей, погибших в результате индийских авиаударов, Исламабад ответил жёстко и оперативно. Министр обороны Хаваджа Асиф сообщил, что Пакистан сбил шесть целей ВВС Индии, включая три самолёта Rafale, один МиГ-29 и один Су-30, а также уничтожил штаб 12-й пехотной бригады индийской армии, действующей в составе 9-й дивизии 15-го корпуса.
Не перерастёт ли конфликт в затяжную войну между Индией и Пакистаном? С этим вопросом корреспондент Caliber.Az обратился к политологам — специалистам по Ближнему Востоку.

По мнению российского эксперта по Евразии, политолога-международника Александра Разуваева, приграничных конфликтов в мире немало, но случай Индии и Пакистана особенно тревожит международное сообщество, поскольку обе страны обладают ядерным оружием. Это, безусловно, оказывает давление на фондовые рынки и остаётся «медвежьим» фактором — многие акции уходят в минус.
«Тем не менее, стоит отметить, что экономические отношения между Индией и США сегодня находятся на очень хорошем уровне — их экономики во многом дополняют друг друга. Поэтому разговоры о том, что за Пакистаном стоит Китай, а за Индией — США, в целом соответствуют действительности. Однако не думаю, что конфликт перерастёт в нечто масштабное, тем более в ядерную войну. Всё-таки здравый смысл у людей есть, и никому ядерный конфликт не нужен.
Истоки проблемы уходят в колониальное прошлое — Британская империя, покидая Индию, оставила после себя множество «мин замедленного действия», чтобы сохранить влияние на регион. Сегодня Индия — сильное государство, один из лидеров мировой экономики.
Для России здесь тоже есть важный исторический контекст. В 90-е годы именно Индия в значительной степени помогла сохранить наш военно-промышленный комплекс. Более того, Индия, по сути, была одной из немногих стран, которые платили России по долгам, оставшимся ещё с советских времён.
Сейчас Россия поставляет нефть как в Индию, так и в Пакистан. Поэтому стабильность и мирное урегулирование конфликта в регионе крайне важны. Уверен: масштабной войны, а тем более ядерной, не будет», — резюмировал А. Разуваев.

Кыргызский политолог, востоковед, эксперт по региональной безопасности Марс Сариев считает, что конфликт, по всей видимости, является операцией, спровоцированной по классической схеме «под чужим флагом».
«Для Исламабада в нынешних условиях крайне невыгодно инициировать военное обострение. Наблюдаемые факты указывают на присутствие третьей стороны, заинтересованной в дестабилизации региона.
Характерно, что эскалация совпала по времени с завершением визита вице-президент США Джей Ди Вэнса в Индию. Кроме того, президент США Дональд Трамп минимизировал значимость инцидента, заявив, что подобные столкновения являются регулярными и не представляют особой угрозы. Это свидетельствует о том, что американские аналитические центры не только владеют полной информацией о происходящем, но, возможно, сами закладывают параметры подобных кризисов с целью отвлечения внимания от других стратегических направлений», — заметил политолог.
Суть происходящего, по его словам, заключается не в подготовке к тотальной ядерной войне между Индией и Пакистаном — Вашингтон понимает, что до этого дело не дойдёт. Цель состоит в создании затяжного позиционного конфликта, аналогичного тем, что уже наблюдались в прошлом.
«Главная задача — перекрыть Пакистану, а следовательно, и Китаю, доступ к ключевому китайско-пакистанскому экономическому коридору, ведущему к порту Гвадар. Это удар по южному маршруту китайской инициативы «Один пояс — один путь», который обеспечивает выход к Индийскому океану.
Потенциальная дестабилизация Пакистана способна усугубить внутренний политический кризис в стране, ослабляя её позиции в регионе. В этом контексте, недавние столкновения на линии Дюранда между пуштунскими сепаратистами и пакистанскими военными выглядят как часть единого сценария по расшатыванию устойчивости Исламабада.
Следует также учитывать, что ядерная программа Пакистана практически полностью зависит от финансирования и политической поддержки со стороны Саудовской Аравии. Дестабилизация Пакистана лишает Эр-Рияд де-факто доступа к ядерному оружию, что является ещё одним важным фактором в текущем стратегическом уравнении.
Стоит также обратить внимание на знаменитую карту полковника Андерса, где Белуджистан изображён как отдельное от Пакистана государственное образование. Реализация подобного сценария не только разделяет Пакистан, но и дестабилизирует Иран, поскольку белуджские сепаратистские движения активизируются и на территории Ирана. Более того, если внимательно изучить эту карту, становится очевидно, что в перспективе на Ближнем Востоке предполагается масштабное переформатирование политических границ. В результате могут исчезнуть или радикально измениться структуры многих существующих ныне монархий.

Все эти события в комплексе указывают на стратегический сдвиг: Запад сосредотачивает усилия на подрыве позиций Пакистана с целью дестабилизации более широкого евразийского пространства. В случае успеха последствия могут перекинуться на другие уязвимые зоны — Синьцзян, Тибет и нестабильный Афганистан. Это приведёт к подрыву ещё одной ветви китайского «Шёлкового пути» — железнодорожного маршрута, который в настоящее время строится из Синьцзяна через Кыргызстан и Узбекистан в Европу.
Дополнительным подтверждением этих тенденций служит перенос корпорацией Apple своей штаб-квартиры и производственных мощностей из Китая в Индию. В целом Соединённые Штаты проводят политику вывода индустриальных мощностей из Китая и их переноса в Индию и другие страны Юго-Восточной Азии. Таким образом, премьер-министр Индии Нарендра Моди, при поддержке Вашингтона, стремится ослабить позиции Китая и трансформировать Индию в новый промышленный центр региона», — резюмировал М. Сариев.


