Палестинцев насильственно переселяют в Африку? Тамара Хаддад и Михаил Бородкин комментируют для
Как передает Icma.az со ссылкой на сайт Haqqin.
США и Израиль ведут переговоры с рядом африканских стран о возможности переселения палестинцев из сектора Газа на их территорию в обмен на политическую поддержку и финансовую помощь режимам этих государств.
Об этом сообщают иранские СМИ.
Как утверждает иранский сайт mizanonline, эти усилия являются частью более масштабного плана, который подаётся в международной риторике, как «добровольная миграция», хотя по сути представляет собой форму этнической чистки.
Согласно имеющимся сведениям, Израиль отклонил часть требований африканских стран, однако переговоры продолжаются, и стороны ищут компромиссные решения. Обсуждается детализированный план создания новых поселений специально для палестинских беженцев, в рамках которого им будут представлены бесплатное жилье, рабочие места, образовательные гранты и иные материальные блага.
Куда же переселят палестинцев: в Ливию или Сомали?
Ранее американский телеканал NBC News сообщил, что администрация Дональда Трампа прорабатывает возможность переселения до одного миллиона жителей Газы в Ливию. Ссылка была дана на пять источников, включая бывшего чиновника США и двух человек, непосредственно знакомых с ходом переговоров. Однако американское посольство в Ливии оперативно опровергло эти сообщения, заявив, что информация о якобы разрабатываемом плане переселения палестинцев в Ливию не соответствует действительности.
Тем не менее, арабские СМИ продолжают публиковать данные о контактах США с рядом государств Северной Африки. Сам Дональд Трамп в недавнем заявлении предложил переселить палестинцев в «разные страны, с чем многие согласятся».
По просьбе редакции haqqin.az ситуацию прокомментировали палестинский и израильский эксперты.
Палестинский политолог, профессор международных отношений из Рамаллы Тамара Хаддад считает, что идея переселения палестинцев из Газы в Ливию или в любую другую страну абсолютно нереалистична как с политической, так и с практической точек зрения. По её словам, существует несколько ключевых причин, по которым подобный сценарий невозможен. Прежде всего, это категорическое неприятие самой идеи переселения со стороны самих жителей сектора. Палестинцы рассматривают подобные предложения, как угрозу своему праву на возвращение, их исторической принадлежности к родной земле и этнической идентичности. Историческая память о попытках насильственного вытеснения усиливает решимость палестинцев остаться, несмотря на ужасающие условия жизни.
Кроме того, по словам Хаддад, Ливия не располагает ни политической, ни социальной инфраструктурой для приёма такого числа переселенцев.
Тамара Хаддад
«Страна [Ливия] переживает острый политический кризис, страдает от нехватки ресурсов, деструкции административной системы и отсутствия базовой безопасности, - подчеркнула Хаддад. - До сих пор нет чёткой официальной позиции ливийских властей, в том числе, парламентской или общественной поддержки, которая могла бы легитимировать такой план. Ливийское общество, скорее всего, отвергнет инициативу, навязывающую ему решение кризиса, вызванного израильской оккупацией».
Тем не менее, добавляет Хаддад, в условиях гуманитарной катастрофы, полной блокады, нехватки воды, пищи и медикаментов, определённая часть населения сектора может согласиться на вынужденную миграцию. Особенно, если людям будет предложен значительный пакет стимулов — гражданство, жильё, гарантированная занятость. Но даже в этом случае большинство переселенцев будет рассматривать свой отъезд, как временную меру и не откажется от права на возвращение.
Хаддад подчёркивает, что переселение палестинцев — не решение кризиса, а продолжение преступления.
«Принудительный характер такой миграции может быть квалифицирован, как нарушение международного права, - утверждает политолог. - Решение палестинской проблемы должно начинаться с прекращения оккупации, а не с вытеснения народа с его родной земли. Да и ХАМАС ни при каких обстоятельствах не будет официально предлагать палестинцам покинуть сектор Газа».
Свою точку зрения изложил и израильский политолог и востоковед, главный редактор ресурса «Ориентал Экспресс» Михаил Бородкин, который также считает, что переселение палестинцев в Ливию — сценарий крайне маловероятный.
Михаил Бородкин
Однако сам факт того, что США ведут переговоры с государствами, находящимися в состоянии институционального распада — такими, как Ливия или Сомали, где отсутствует единая власть и где существуют самопровозглашённые анклавы, наводит на определённые размышления. По мнению Бородкина, переговоры могли вестись с Восточной Ливией, находящейся под контролем фельдмаршала Халифы Хафтара, либо с другими непризнанными политическими образованиями, зависящими от мнения собственного населения не так, как, к примеру, Египет или Иордания.
Бородкин отмечает, что в Ливии есть огромные необжитые территории. Население страны составляет всего 7 миллионов, в то время как на аналогичной по территории площади Египта проживает около 100 миллионов человек. Если в Ливии прекратится гражданская война, то теоретически она может принять даже большее число переселенцев, чем всё население сектора Газа.
Израильский эксперт напомнил, что ещё 150 лет назад сионистское движение рассматривало территорию Ливии, а также Уганды и Кении в качестве возможного места для еврейского государства. Восточная часть Ливии казалась перспективной именно ввиду своей малонаселённости. С этой точки зрения идея переселения логистически выглядит вполне оправдано.
Тем не менее Бородкин убеждён, что в нынешних условиях разговоры о переселении — это, скорее, элемент политического давления. По его мнению, США используют угрозу массового переселения палестинцев Газы, как рычаг давления на террористов ХАМАС. Именно так они дают им понять, что в случае отказа от уступок, в том числе, освобождения израильских заложников, на повестку будет поставлен вопрос о радикальном изменении демографической карты сектора Газы.
Вместе с тем израильский аналитик не верит в реализацию сценария насильственного выселения палестинцев. Он подчёркивает, что для израильского общества главное — это прекращение угрозы с территории Газы.
«Большинство израильтян не интересуется подробностями возможных политических решений, - утверждает Бородкин. – Кого волнует, кто будет управлять сектором — армия, международная администрация или союз арабских стран? Для израильтян главное, чтобы прекратились обстрелы, вторжения и террор. Если палестинцы добровольно покинут Газу, это тоже будет воспринято как приемлемый исход. Но никто в Израиле не поддерживает сценарий прямого изгнания палестинцев».
Таким образом, вопрос о переселении жителей Газы остаётся предметом слухов, дипломатических манёвров и политических игр. На практике же он сталкивается с массой моральных, правовых, инфраструктурных и политических ограничений. Ни одна из сторон, включая принимающие государства, не выказывает готовности взять на себя бремя этого исторического переселения. А потому всё указывает на то, что план останется частью политической риторики, которая вряд ли воплотиться в реальность.


