Пашинян пытается перехитрить всех. И самого себя
Icma.az, ссылаясь на сайт Trend.az, передает.
В эти дни в Армении развёрнута подготовка к очередному политическому мошенничеству. Реваншистские круги готовят общественное мнение к тому, что никаких изменений в конституцию Армения вносить не обязана. Премьер-министр Никол Пашинян, выступая в парламенте, уже заявляет: наш конституционный суд решил, что никаких территориальных претензий к соседним странам в армянской конституции нет, а если Азербайджан по этому поводу обеспокоен, то надо сначала подписать мирный договор, а потом уже обсуждать конституцию. Тут же зашевелились и представители «болтающего класса». В частности, на эту тему в беседе с корреспондентом «Независимой газеты» решил порассуждать небезызвестный глава Института Кавказа Александр Искандарян. Он без тени сомнения заявил: «Вряд ли Баку всерьез обеспокоен отсылкой в преамбуле к Декларации о независимости, созданной в 1990-м и сразу же признанной СССР незаконной. Скорее это один из способов давления Азербайджана на Армению».
Что же имеет место на самом деле – желание Азербайджана «надавить на Армению» или хитрый план Армении оставить за собой возможное поле для новой агрессии.
Итак, расскажем по порядку. Уже в 1988-м году Верховный Совет Армении принимает решение о «миацуме», то есть «воссоединении» азербайджанского Карабаха с Армянской ССР. Это решение союзные власти сразу назвали незаконным. Конституция СССР прямо запрещала любое изменение территории союзные республики без согласия её властей. То есть воссоединятся с Арменией НКАО имело право только с согласия Азербайджана, а Азербайджан на это согласие не давал. В 1990 году появляется уже Декларация независимости Армении, куда включается ссылка на то самое заведомо незаконное решение Верховного Совета Армянской ССР.
Затем упоминание о Декларации независимости Армении перекочевывает уже в конституцию Армении, принятую в 1995-м году. И остается там после внесения изменений в конституцию в 2005 и 2015 годах.
А теперь вспомним: с 1994 г. Армения оккупирует 20% территории Азербайджана. И ищет все возможные лазейки для того, чтобы хоть как-то легитимизировать результаты военной оккупации. На таком фоне принятие конституции с преамбулой, в тексте которой содержится отсылка к Декларации независимости, а в этой Декларации – к решению Верховного Совета о «миацуме» — это уже не территориальные притязания, а попытка легитимизировать оккупацию, закрепив ее в конституции. На юридическом языке она называется аннексией. И представляет собой открытый вызов международному праву.
Более того, одной отсылкой в конституции дела не ограничилось. Армения создает на азербайджанских землях оккупационную хунту, финансирует её из армянского государственного бюджета, размещает там свои войска,..
Более того, в Армении в ходу карты, где её границы включают и оккупированные на тот момент азербайджанские территории. По крайней мере однажды такие карты Армении удалось пропихнуть в статистические документы ЕАЭС. Потом, правда, руководству ЕАЭС пришлось извиняться и карты корректировать. Более того, точно такую же карту Армении с включением азербайджанских оккупированных земель можно было видеть на агитационных материалах пашиняновского «Гражданского договора» по горячим следам «шашлычной революции». Да и фразу Пашиняна «Карабах — это Армения, и точка!» тоже не следует забывать.
Теоретически можно было бы представить себе, что после удара «Железного кулака» в Армении сделали выводы. Но в 2021 году в этой стране проходят досрочные парламентские выборы, и блок Никола Пашиняна – «Гражданский договор» — обещает в своей программе повторный захват городов Шуша и Гадрут! Напомним: в это время Ханкенди, Агдере и Ходжавенд находятся под контролем российских миротворческих сил, оккупационная хунта в Карабахе продолжает действовать, Армения в нарушении всех договорённостей держит там свою войсковую группировку. То есть «миацум» не просто сохраняет юридическую силу, а остается руководством к действию.
А теперь нам предлагают поверить Ереванским бонзам наслово, будто бы это провокационная конституционная норма – «дань истории», и вообще на неё не стоит обращать внимания. И самое главное, рассчитывают, будто бы мы в это поверим.
Фуад Ахундов
политолог


