Подольститься не получилось
Icma.az сообщает, основываясь на информации Бакинский рабочий Подольститься не получилось.
Трампу нет дела до Армении, когда можно кого-то пограбить на пользу США
Всего три недели назад Дональд Трамп официально стал президентом США, а уже успел отличиться на своем посту.
В частности, он высказал территориальные претензии к Дании и Панаме, пригрозил жесткими санкциями Колумбии, Мексике, подтвердил серьезность намерений присоединить Канаду в качестве 51-го штата.
4 февраля власти Канады и Мексики уступили давлению Америки и согласились охранять свои границы с США от наркокартелей и нелегальной миграции, тем не менее, победа в торговой войне, вероятно, кажется американскому лидеру недостаточно большим успехом.
Вслед за Канадой и Мексикой на попятную пошла и Панама, решив освободить суда, принадлежащие США, от оплаты за проход через Панамский канал. К слову, это сэкономит Штатам миллионы долларов ежегодно.
Свою оценку первых шагов Трампа на посту президента США в интервью газете «Бакинский рабочий» дал генеральный директор Каспийского института стратегических исследований (РФ)Игорь Коротченко.
- Трамп пытается на практике реализовать свой ключевой тезис - сделать Америку снова великой. Исходя из этого, рационализм и прагматизм Трампа граничит с достаточно агрессивным подходом к решению проблем, которые он считает первоочередными для своей администрации в стиле агрессивных переговоров, свойственных крупным бизнесменам. Соответственно, став президентом, Трамп пытается претворить в жизнь тот бизнес-подход к решению проблем, который он использовал ранее, будучи бизнесменом. Надо сказать, что в отношении стран, которые не обладают достаточным суверенитетом с точки зрения отстаивания собственной позиции на международной арене, это у него получается, причем весьма успешно.
Подобные действия Трампа могут спровоцировать его в дальнейшем на аналогичный шаг против других стран, что, не всегда будет приносить успех. Однако этот прагматизм, и я бы даже сказал «здоровый» цинизм, будет и дальше практиковаться 47-м президентом США для решения задач, которые он считает наиболее актуальными для своей страны. Весте с тем мы видим пересмотр прежних подходов: фактически разрушается фундамент байденовского наследия. Это касается резкого неприятия командой Трампа и им лично принципов, касающихся трансгендеров и сексменьшинств, претендовавших на некую политическую избранность. Сейчас все это быстро и решительно уничтожается. То же касается бесплатной раздачи американской помощи всем кому не лень. Речь идет о фактической ликвидации и взятия под контроль агентства USAID.
В целом принцип Трампа заключается в следующем: демократию мы продолжаем нести, но если раньше мы еще и платили за это, то теперь вы платите нам, чтобы мы эту демократию донесли до вас. Кстати, Трамп ведет аналогичную политику и по отношению к Евросоюзу, оказывая давление, чтобы увеличить военные расходы ЕС в целом и расходы на оказание военной помощи Украине в частности. В итоге все это будет работать на благо США и американских военно-промышленных корпораций.
- Под вопросом остаются территориальные притязания к Дании и торговая война с Китаем. Достигнет ли успеха политика нового американского президента в отношении этих двух стран?
- В отношении Китая однозначно можно сказать одно: для новой администрации США он является стратегическим, геополитическим и военным противников №1. И по степени рисков и угроз именно Пекин рассматривается Вашингтоном в качестве основного соперника со всеми вытекающими последствиями. Соответственно, политика торговых войн, давления и конфликтов вокруг КНР будет важным элементом действий администрации Трампа.
Что касается территориальных претензий США, то уже сделаны заявки на Гренландию, Панамский канал и фактический аншлюс с Канадой. Эта задача мне кажется более сложной, но будет интересно посмотреть, сможет ли Трамп эти земли «проглотить». Судя по первым шагам, Трамп действует как акула, готовая сожрать любые лакомые куски, которые могут усилить ее позиции.
- В первые дни после прихода к власти Трамп собирался за 100 дней завершить войну в Украине. Однако на днях стало известно, что США решили возобновить поставки Киеву вооружений в тех же самых объемах, которые были и при Байдене. Означает ли это, что предварительное прощупывание позиций России убедило администрацию Трампа в том, что его «план» Москве не подходит и потому все вернулось на круги своя?
- Надо сказать, что никакого плана по Украине у Трампа не было и нет. А все заявления об этом носили характер голого политического популизма. Сейчас только идут политические консультации, осуществляется выработка позиции по этому вопросу. Хотя уже и сам Трамп и его команда понимают, что данный вопрос не относится к тем, что решаются по щелчку пальцев. С одной стороны, главным препятствием является нежелание Зеленского учитывать существующие военные и политические реалии. А с другой - желание Трампа, пользуясь ситуацией, хапнуть в Украине месторождения редкоземельных металлов и других крайне важных для американской экономики активов. Кроме этого, Трамп может пойти на то, чтобы заставить ЕС продолжать военную помощь Украине за счет закупки вооружений у США, а не собственных поставок европейских стран-членов НАТО. Так что, тут все будет диктовать голый прагматизм. Заявления же Трампа - как миролюбивые, так и угрожающие в отношении России - не более чем зондаж, прощупывание позиций Москвы. Но тут, я полагаю, как в Кремле, так и в российских центрах принятия решений достаточно адекватно оценивают ситуацию, заявляя о готовности к переговорам. Однако пока конкретных предложений еще сделано не было и в ближайшее время, скорее всего не будет. Хотя в ходе Мюнхенской конференции по безопасности, куда приедет вице-президент США и спецпредставитель Трампа по урегулированию ситуации в Украине, возможны консультации с ее представителями и некоторых европейских государств. Но конкретная позиция американцев пока еще не выработана.
Что касается миролюбивых заявлений Трампа относительно российского народа, то тут хочу заметить, что если Байден был злым полицейским, то Трамп играет роль доброго. Однако это все равно американский полицейский, который прежде всего будет отстаивать интересы своей страны. В Москве это отчетливо понимают и делают соответствующие выводы.
- Вы уже упоминали о новой внешней политике Вашингтона. Хотелось бы развить эту мысль. Что конкретно будет означать новая политика США для остального мира, в частности для Южного Кавказа?
- Прежде всего американцы хотят сосредоточиться на возрождении собственной экономической мощи, которая за предыдущее десятилетие была серьезно подорвана. В частности, Вашингтон намерен превратить Северную Америку в некий суперконтинент, откуда будет проецировать силу и диктовать свою волю всем остальным. Именно поэтому Трамп заявляет о необходимости взятия под американский контроль Канады и Гренландии - то есть создать глобальную североамериканскую крепость, укрепить позиции в Арктике, которая является полем будущих геополитических и военных конфликтов и выстроить конфигурацию таким образом, чтобы противодействовать Китаю.
Также Трамп не хочет тратить деньги на глобальную поддержку демократии. Он хочет направить эти деньги на улучшение жизни в самих США и минимизировать расходы там, где это возможно. Поэтому новая администрация Белого дома заговорила о пересмотре военного бюджета США, о резком сокращении любых программ американской внешней помощи и влияния за рубежом, о ликвидации USAID и аналогичных структур. Таким образом, Трамп будет концентрироваться на внутренних проблемах США и усиливать экономику, а через нее - создавать конкуренцию с Китаем и продвижение с последующим решением политических задач.
Что касается ситуации на Южном Кавказе, то премьер Пашинян сейчас старается активно подольститься к Трампу. В частности, он поехал в США на молитвенный завтрак, но не был принят Трампом и встретился с вице-президентом. Пашинян стремится показать, что данный регион важен для США и, дескать, Армения готова играть тут роль послушного проводника американских интересов. Но складывается такое впечатление, что проблемы Южного Кавказа абсолютно далеки для Трампа. Он живет более глобальными категориями и сиюминутной выгодой для Вашингтона. Поэтому то, что Иреван предлагает себя в качестве троянского коня, не вызывает у американцев никакого интереса. Потому миссия, которую взял на себя Пашинян, направляясь в США, изначально была провальной. Сейчас он хочет отыграть на встрече с Макроном в ходе участия в саммите по искусственному интеллекту. По всей видимости, не хватает своего интеллекта - поехал за искусственным. По всему выходит, что Пашинян в глазах нынешних американских руководителей будет прежде всего ассоциироваться с Байденом, поскольку он просто лег под прежнего президента США и послушно выполнял поручения Госдепа во главе с тогдашним госсекретарем Блинкеном. Соответственно, хартия о стратегическом сотрудничестве, которую Пашинян подписал с прежней американской администрацией, для Трампа не более чем клочок бумаги, который он готов спустить в унитаз. И сделает это в самом ближайшем будущем. Что касается Южного Кавказа, то все прекрасно понимают его роль и место как ключевого геополитического, энергетического и транспортно-логистического узла современного мира. Но пока для новой американской администрации на первом месте стоят другие задачи. Грубо говоря, если есть возможность кого-то пограбить или наклонить, использовав его для пополнения бюджета США, Трамп будет заниматься именно этим. Другие регионы в его внимании появятся на следующих этапах, когда его рейдерский подход к вопросам международной политики постигнет неудача.
- Продолжая тему внутренних реформ, вы упомянули закрытие USAID. Очевидно, что следующим на очереди будет уже казначейство - департамент эффективности Илона Маска готовится провести там комплексную проверку. На прицеле и ФРС. С этой точки зрения, нынешние процессы внутри США некоторые аналитики сравнивают с советской перестройкой при Горбачеве. Насколько корректно такое сравнение?
- Это некорректное сравнение, ибо экономические показатели позднего СССР и нынешних США абсолютно несопоставимы. США по-прежнему остаются мощнейшей в военном отношении державой, да и политическое ее влияние остается огромным. Другое дело, что по экономическим показателям Китай выходит на первое место в мире. В плане глобальной конкуренции КНР обладает прекрасными позициями в Африке, где ставит под свой контроль прежде всего природные ресурсы. Также Пекин выстраивает глобальную систему коммуникаций и транспортных коридоров. Китай существенно увеличивает мощь своего флота, чтобы проецировать свою силу в южных морях, тесня США и их союзников. В этом плане некорректно сравнивать Трампа и Горбачева. Последний - мелкий советский провинциал, помощник комбайнера, изворотливый партфункционер. Но в целом достаточно мелкотравчатая фигура, а еще и подкаблучник. Хорошо известно, как армянское лобби через Раису Максимовну коррумпировало семью Горбачева и фактически управляло ее мужем. Горбачев не обладал стратегическим мышлением, и Маргарет Тэтчер первая поняла уязвимое место СССР, куда надо бить, чтобы развалить великую державу. Трамп все же не такой. Он на порядок выше Горбачева. Это бизнесмен, который неоднократно проходил процедуру банкротства и снова превращался в миллиардера. Так что Трамп - это прожженный, циничный и более изощренный политик. Да и в целом положение американской политической элиты, ее стратегическое целеполагание, к сожалению, на порядок превосходит кругозор Горбачева. Поэтому сравнивать то, что сейчас происходит в США, с перестройкой, на мой взгляд, это ошибка. США сейчас концентрируют свои усилия прежде всего на том, чтобы ликвидировать ряд внутренних проблем, которые объективно существуют. Политика Горбачева была политикой сохранения СССР от краха, а усилия Трампа направлены на усиление мощи США. Как видите, это абсолютно разные целеполагания.
![see](https://icma.az/template/assets/label.png)
![see](https://icma.az/template/assets/see.png)