Политика сдерживания или партнерская игра? Эксперты о предстоящей встрече лидеров США и КНР
По информации сайта Caliber.az, передает Icma.az.
Председатель КНР Си Цзиньпин встретится с президентом США Дональдом Трампом в Южной Корее завтра, 30 октября. По сообщению китайского МИД, в ходе переговоров главы государств обменяются мнениями по китайско-американским отношениям и вопросам, представляющим взаимный интерес. В свою очередь, 25 октября Трамп заявил, что намерен обсудить с лидером КНР вопросы, касающиеся России и Украины, а также выразил надежду на содействие Пекина в урегулировании российско-украинского конфликта.
Нельзя не отметить, что к диалогу Соединенных Штатов и Китая приковано внимание всего мира – слишком многое зависит от того, насколько конструктивно выстроят свои отношения две стороны, поскольку от гигантских пошлин США и ответных мер Пекина трясет всю мировую экономику.
Чем может закончиться встреча Дональда Трампа и Си Цзиньпина? Какими могут быть последствия противостояния Вашингтона и Пекина? Как отношения США и Китая способны отразиться на геополитике Центральной Азии и Южного Кавказа? На эти вопросы Caliber.Az отвечают эксперты-китаеведы.
Так, кыргызский политолог, китаевед, магистр Чжэцзянского университета Айболот Айдосов считает, что с приходом в Белый дом Дональда Трампа противостояние между Китаем и Соединенными Штатами заметно усилилось и сегодня достигло высокой степени напряженности.
По его словам, «пока мы лишь наблюдаем процесс накопления этого конфликта, и, возможно, его пик еще впереди». Эксперт также отметил, что предпринимаемые Вашингтоном для сдерживания Пекина меры не дают ожидаемого эффекта.
«Пошлины и другие ограничения, которые США ввели против КНР, пока не привели к ощутимым результатам. Китайская экономика продолжает демонстрировать стабильный рост, а влияние Пекина расширяется, и это особенно заметно в Латинской Америке, Африке и странах Азии», — подчеркнул Айдосов.
По мнению магистра Чжэцзянского университета, вся внешняя политика США сегодня направлена на удержание глобального лидерства.
«Главная цель Вашингтона — сохранить доминирующую роль доллара, сохранить контроль над мировой финансовой системой и экономикой. Но та фаза, в которой сейчас находится мир — разделение на блоки и формирование новых линий влияния — не способствует интересам США. Америка пытается удержать лидерство и остановить конфликты, однако очаги напряженности появляются все чаще, и Вашингтон не успевает реагировать», — отметил политолог.
По его словам, многолетняя американская стратегия переноса промышленности в Юго-Восточную Азию теперь обернулась против самих США: «Когда Вашингтон сосредоточился на разработке технологий и инноваций, а производство передал странам с дешевой рабочей силой, эти государства, и прежде всего Китай, не только переняли технологии, но и стали лидерами в производственном процессе. Ныне мировое производство сосредоточено в Юго-Восточной Азии, и вернуть промышленность на Запад уже невозможно. Это привело к тому, что любые пошлины отражаются на себестоимости товаров по всему миру», — сказал эксперт.
Он также добавил, что текущий период глобальных конфликтов в определенной степени играет Пекину на руку: «США тратят огромные ресурсы на поддержку Украины и другие военные нужды, на усиление своего военного влияния во всем мире, тогда как КНР вкладывает средства в развитие собственной экономики и военно-промышленного комплекса. Мы видели это во время сентябрьского парада в Пекине, где были продемонстрированы значительные достижения китайской оборонной промышленности. Очевидно, что это лишь часть возможностей КНР», — сказал Айдосов.
Политолог также подчеркнул, что китайская инициатива «Один пояс — один путь» сегодня активно реализуется во всем мире, вовлекая десятки стран и превращая их в стратегических партнеров Пекина: «Это вызывает серьезную тревогу в США, ведь таким образом Китай постепенно расширяет свое политическое и экономическое влияние».
Говоря о Центральной Азии и Южном Кавказе, эксперт подчеркнул, что эти регионы уже глубоко вовлечены в китайские проекты.
«США стараются укрепить свои позиции там, стремясь снизить влияние Пекина. Но для региональных государств это отличное окно возможностей для реализации своих интересов и геополитических задач, тем более что за влияние на эти регионы уже ощутимо, хотя пока и не так активно, борются два самых ведущих актора на планете. Однако при этом здесь важно выстроить собственную сбалансированную политику — сохранить независимость, укрепить государственность и при этом использовать открывающиеся возможности во имя национального развития», — заключил Айболот Айдосов.
В свою очередь, грузинский политолог, доктор военных и политических наук, профессор, китаевед Вахтанг Маисая полагает, что отношения между Китаем и Соединенными Штатами на сегодняшний день можно охарактеризовать как своеобразную «партнерскую игру».
По его мнению, администрация Дональда Трампа выстраивает политику в отношении Пекина исходя из прагматичных интересов, оценивая китайскую модель экономики и общества прежде всего с точки зрения эффективности.
«Китай показал впечатляющие результаты в своем развитии. Страна практически решила проблему бедности: сегодня этот вопрос уже уходит в историческую плоскость. При этом КНР обладает высокотехнологичной, цифровой экономикой, что, впрочем, и вызывает недовольство со стороны американской администрации», — сказал он.
Эксперт напомнил, что Дональд Трамп, будучи прежде всего представителем крупного бизнеса, ориентируется на экономическое сотрудничество, где приоритетом остаются коммерческие выгоды: «С этой точки зрения, отношения между Вашингтоном и Пекином в какой-то мере возвращаются к модели времен Дэн Сяопина, когда Китай открылся для американских инвестиций, и именно это способствовало бурному экономическому росту страны. Сейчас, в XXI веке, история как будто делает новый виток в этом направлении».
По его мнению, встреча Си Цзиньпина и Дональда Трампа будет носить стратегический характер и направлена будет прежде всего на сохранение партнерских отношений между двумя державами.
«Разумеется, останутся определенные экономические и бизнес-нюансы, которые пока служат барьерами в диалоге, но общий вектор — это все же стремление к балансу и взаимовыгодному сотрудничеству», — резюмировал профессор Вахтанг Маисая.
Другие новости на эту тему:
Просмотров:54
Эта новость заархивирована с источника 29 Октября 2025 19:50 



Войти
Новости
Погода
Магнитные бури
Время намаза
Драгоценные металлы
Конвертор валют
Кредитный калькулятор
Курс криптовалют
Гороскоп
Вопрос - Ответ
Проверьте скорость интернета
Радио Азербайджана
Азербайджанское телевидение
О нас
TDSMedia © 2025 Все права защищены







Самые читаемые



















