Прекращение огня в обмен на что? Зеленский демонстрирует твердость
Как передает Icma.az со ссылкой на сайт Zerkalo.az.
Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что он готов оставить свою должность в обмен на гарантированный прочный мир в Украине. Другой вариант, добавил он, — это возможно в обмен на вступление Украины в НАТО.
Об этом Зеленский сказал на пресс-конференции, отвечая на вопрос о давлении США и России относительно проведения президентских выборов.
Президент подчеркнул, что фокусируется на безопасности Украины «сегодня, а не через 20 лет», и не собирается «быть у власти десятилетия», а выборы проведет сразу после снятия военного положения.
При этом Зеленский отметил, что вступление Украины в НАТО стало бы самым дешевым вариантом гарантий безопасности для его страны.
«Я считаю, что НАТО самый дешевый вариант, и это правда. Извините, что я повторяю это, потому что в любом случае, на столе есть эта тема, и на столе гарантий безопасности и переговоров эта тема будет. Я не знаю, чем закончатся переговоры, но на столе это будет», — сказал президент Украины.
Зеленский подчеркнул, что в переговорах должны участвовать и европейские партнеры, потому что Украина является частью Европы.
Президент Украины сообщил, что сходится с президентом США Дональдом Трампом в необходимости как можно скорее завершить войну. Но при этом напомнил, что принцип «мир через силу» означает в первую очередь, что следует направить свои силы против агрессора России.
«Это и есть содержание выражения «мир через силу», – подчеркнул Зеленский.
Фактически президент дает понять Вашингтону, что просто так на какие-либо соглашения с Москвой о прекращении огня Киев не пойдет. И это понятно – российский лидер Путин не раз доказывал, что ни слово его, ни какие-либо обещания ничего не стоят. Всё это он нарушает с легкостью. Таким образом, если Трампу не удастся склонить Путина пойти на надежные гарантии мира для Украины, значит Киев не станет подписывать никаких бумаг. Это в свою очередь означает, что Трампу придется расписаться в своем бессилии перед агрессором – а ведь прекращение войны в Украине было одним из самых громогласных его обещаний накануне победы в президентской гонке. И что же станет делать Трамп в такой ситуации? Открыто прекратит поставки военной помощи Украине? Возможно ли такое? Если да, к чему это приведет?
Своим мнением об этом поделились известные украинские аналитики.
Глава правления Института безопасности Восточной Европы (Киев) Анатолий Пинчук:
— До своего последнего визита в США и последних событий, связанных с началом переговоров между США и Россией, я в принципе был уверен, что договоренностей о мире достигнуто не будет. Потому что общаясь со многими американскими экспертами, в том числе и прореспубликанскими, в том числе «протрамповскими», я слышал мнение о том, что заявления Трампа о быстром мире, основаны на восприятии им войны, как территориального конфликта, как желания России оккупировать Украину и не дать ей вступить в НАТО. Когда же Трамп поймет и осознает реальные цели Путина о переделе мирового влияния в пользу России и Китая, он не примет их и никакого соглашения не будет.
Сейчас я немного изменил свою точку зрения. Дело в том, что помимо консерваторов-изоляционистов, которые выписывали «Проект 2025» и другие доктринальные документы, к власти в США вместе с Трампом, пришли и бизнесмены типа Маска и поддерживающие их политики типа Вэнса, которые хотят перестроить США в государство-корпорацию. Они имеют гораздо более прагматичные бизнес-подходы к политике, но не учитывают или недопонимают нюансы геополитики.
И именно они являются авторами идеи о возможности трансформации России из союзника Китая в союзника США. На самом деле эта идея ошибочна и нереалистична, так как именно путинская Россия, является мотором, модератором и интегратором сотрудничества между тоталитарными режимами Ирана, КНДР, Китая и других, и вдохновителем антиамериканских союзов а-ля БРИКС. Но как говорится, «каждый должен наступить на свои грабли».
На самом деле Трамп уже понимает невозможность завершить войну быстро. Но, не понимая рисков начала сотрудничества с нынешней Россией, он и его окружение начали «вестись» на предложения Кремля о нормализации дипломатических и экономических отношений, о которых российская делегация в Эр-Рияде говорила больше, чем об условиях прекращения войны.
Кроме того, тот же бизнес-подход обуславливает интерес новых властей США к Украине, как к стране богатой на природные ресурсы, в первую очередь CRM.
К тому же, резкие заявления Трампа и его окружения «пробудили» лидеров Европы. И уже Макрон и Стармер поехали в США со своими предложениями, а параллельно увеличивают помощь Украине.
Поэтому совокупно, детально спрогнозировать действия Трампа и его администрации сейчас довольно сложно. В том числе, успеют они осознать риски, связанные с Россией, или нет.
Единственно, можно предположить, что военная поддержка Украине больше не будет помощью, а станет осуществляться на исключительно бизнес-подходах. Как, собственно, и взаимодействие с другими странами.
Возможность же заключения полноценного мирного соглашения (а не временного прекращения огня) я по-прежнему оцениваю скептически.
Политолог, преподаватель Киевского национального университета имени Тараса Шевченко Петро Олещук:
— Действительно, вопрос с военной помощью со стороны администрации Трампа остается очень сложным. Очевидно, что сам Трамп и его ближайшее окружение рассчитывают, что в ближайшее время они достигнут некоего соглашения с Россией. Украина это соглашение примет, поскольку они надавят на Киев, надавят на Европу, и таким образом это соглашение будет санкционировано. И по мнению Трампа это снимет все проблемы.
То есть снимет проблемы, связанные с поддержкой Украины. Не нужно будет тратить деньги американских налогоплательщиков, потому что, во-первых, войны не будет и затраты уменьшатся, а с другой стороны, через разнообразные схемы с созданием фондов для осваивания украинских природных ресурсов, затраты будут переложены непосредственно на Украину. С другой стороны, опять-таки, заключение мирного соглашения откроет возможности для нормализации отношений с Россией.
Соответственно, можно будет зарабатывать много денег, и опять-таки, это тоже будет выглядеть очень положительно.
И пока что на самом деле не похоже, что в администрации Трампа есть план «б». На случай, если план «а» провалится, никакого мирного соглашения не будет, война продолжится, и тогда им придется выбирать, осуществлять поддержку Украины или же нет.
Оба варианта, очевидно, с точки зрения Трампа, имеют свои недостатки. Потому что продолжение поддержки Украины сразу же ставит вопрос, как тогда быть с предвыборными обещаниями о том, что он не будет тратить деньги американских налогоплательщиков на то, чтобы финансировать какие-то внешние государства, внешние правительства. Но и с другой стороны, просто смотреть, как Россия завоевывает Украину, тоже, наверное, какой-то не очень оптимальный вариант. Пока что все выглядит так, что Трамп и его администрация просто пытаются переложить вину за войну на Украину, для того чтобы потом более комфортно можно было умыть руки. Но в целом проблема на самом деле не в поддержке Украины. Проблема в том, что Соединенные Штаты планируют масштабный выход из Европы, и в целом изменение своих внешнеполитических приоритетов. То есть на данный момент это выглядит так что администрация Трампа планирует сосредоточиться на североамериканской политике, на том, чтобы консолидировать всех вокруг Соединенных Штатов, сдерживать Китай, и таким образом усиливать свое присутствие в Тихоокеанском регионе. А Европа должна заботиться сама о себе, и это опять-таки один из главных идеологических постулатов администрации Трампа. Поэтому очень много информации о готовящемся выводе американских войск из Европы, о том, что именно Европа должна брать на себя обеспечение гарантии безопасности для Украины, и тому подобное.
И на самом деле это ключевая проблема. Но возникает вопрос. Во-первых, на каких условиях Трамп планирует завершить войну в Украине? Пока что все идет к тому, что он принимает все более и более радикальные условия со стороны России, и таким образом, без обеспечения минимального компромисса и украинских «красных линий», Трамп может просто не добиться принятия мирного договора. И это подорвет его авторитет.
С другой стороны, непонятно почему Европа, которой постоянно угрожают, которая является стороной, поддерживающей Украину, и которую пока что никто в Соединенных Штатах не планирует привлекать к переговорам с Россией, должна всё это поддерживать и опять-таки санкционировать, финансировать и содержать?
То есть на самом деле кажется, что уже в самом начале администрация Трампа серьезно перегнула палку. И уже после того, как завершились выборы в Германии, на которых победили христианские демократы, ХДС/ХСС, их глава Мерц одним из своих приоритетов обозначил увеличение независимости Европы от США, поскольку Соединенные Штаты явно не заинтересованы в Европе. Это очень радикальный и серьезный разворот немецкой политики, которая традиционно десятилетиями ориентировалась на Соединенные Штаты. И это прямой результат политики Трампа. То есть на самом деле, пытаясь замириться с Россией, получить в лице России некоего нового друга в отношениях против Китая, Трамп просто пока что стремительно теряет старых друзей. И совершенно очевидно, что Европа будет вынуждена переориентироваться на самостоятельность. А это в свою очередь может послужить основанием для более прочного союза между Европой и Украиной. Тем более что у Европы есть то, что нужно Украине. В первую очередь инвестиции, технологическая база для производства оружия, непосредственно возможности производить это оружие. А Украина имеет одну из немногих боеспособных армий на территории Европы и при этом задекларировала интеграцию в Европейский Союз своей главной геополитической целью. Поэтому на самом деле вероятность, что Трамп не будет оказывать Украине какую-либо военную помощь, очень высока.
Но, опять-таки, это совершенно не означает крах Украины. Здесь я хотел бы отметить, что глава СБУ Малюк 23 февраля во время большого мероприятия, связанного с третьей годовщиной полномасштабной войны России против Украины, отметил, что 85% поражений, осуществляемых на фронте, это результат действий дронов. К этому можно добавить, что Украина существенно усиливает дальнобойность при помощи дронов. И то же СБУ активно поражает НПЗ на территории России. Все это в комплексе позволяет говорить, что на самом деле зависимость Украины от США не настолько колоссальна, как, например, может считать Трамп, выдвигая для Киева какие-то совершенно нереальные требования в плане фактического превращения Украины в колонию США, при том, что США даже не собираются давать Украине какие-либо гарантии. Поэтому вопрос, конечно, сложный. Трампа точно нельзя назвать другом Украины. И, скорее всего, он не будет союзником Украины. И, наверное, для Украины будет неплохо, если он просто не станет союзником России. Но те преобразования в мире, которые запустил Трамп, возможно существенно изменят в целом роль Америки в мировом политическом процессе, и далеко не факт, что эти изменения негативно отразятся на Украине.


