Северный Казахстан следующий? Почему Лавров намекает Токаеву на самоопределение
Icma.az, ссылаясь на сайт Minval, отмечает.
Между президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым и министром иностранных дел России Сергеем Лавровым разгорелась показательная заочная полемика.
Сергей Викторович давал интервью «Коммерсанту», и журналисты этого издания вспомнили, как в июне 2022 г. на Петербургском международном экономическом форуме Токаев заявил, что Казахстан не признаёт «квазигосударственные территории», которыми, по мнению казахстанских властей, являются ДНР и ЛНР, а международное право держится на Уставе ООН. По его словам, два основополагающих принципа этого документа сегодня вошли в противоречие — право наций на самоопределение и территориальная целостность государств. «Подсчитано, что если право нации на самоопределение в реальности будет реализовано на всём земном шаре, то вместо 193 государств, которые сейчас входят в состав ООН, на Земле возникнет более 500 или 600 государств. Конечно же, это будет хаос», — сказал тогда президент Казахстана.
И вот теперь Лавров решил ответить Токаеву (такого рода вопросы, будем реалистами, без согласования российскому министру не задают). По словам Сергея Викторовича, надо, дескать, учитывать ещё и право на самоопределение. «Для него (Токаева — Н.) существует только право на территориальную целостность. Но я ещё раз говорю: если вы члены ООН, вы должны уважать устав во всей его полноте», — назидательным тоном изрекал Лавров, по словам которого, право на территориальную целостность «уважается у тех государств, чьи правительства представляют весь народ, живущий на данной территории».
Излишне напоминать, что принцип территориальной целостности и права на самоопределение в системе международного права далеко не равноценны, и в Азербайджане по понятным причинам это очень хорошо знают. В 1944 году на конференции в Думбартон-Оксе, где обсуждался будущий Устав ООН, ни о каком «самоопределении наций» не было и речи. Об этом заговорили позже, на конференции в Сан-Франциско, причём уже тогда было отмечено, что принцип равноправия и самоопределения народов согласуется с целями Организации Объединённых Наций постольку, поскольку включает в себя только право народов на самоуправление, «но не право на отделение». Наконец, уже в 1981 году появляется подготовленное в рамках ООН исследование «Право народов на самоопределение», где прямо указывается, что «принцип равноправия и самоопределения, установленный в Уставе ООН, не даёт неограниченного права на отделение населению, проживающему на территории какого-либо независимого и суверенного государства». Лаврову, выпускнику МГИМО и карьерному дипломату, по штату полагается знать все эти тонкости. Но, как показывает практика, уважение международного права для российского министра — далеко не главное.
Велик соблазн решить, что в Москве раздражены отказом Казахстана, члена ОДКБ и ЕАЭС, поддержать Россию в её притязаниях на украинскую территорию. Однако на самом деле за заочной перепалкой Лаврова и Токаева угадывается совсем другая тема — северный Казахстан.
Об этом не очень любят говорить вслух, но «неофициально» претензии на северный Казахстан Москва начала обозначать ещё в девяностые — то есть тогда же, когда начали раскручивать тему Крыма. Сегодня о том, будто бы Казахстан получил от России «в подарок» солидные территории, рассуждают в Москве фигуры самого разного калибра — от Тины Канделаки до Вячеслава Никонова, внука Вячеслава Молотова, — притом что в реальности сегодня в состав России, например, входят многие территории, которые Казахстан имеет все основания считать исторически своими, в том числе Оренбургская область с первой столицей Казахстана — городом Оренбургом.
В результате в Астане не могут не задавать себе и такой вопрос: не попытается ли Россия разыграть «крымско-донбасский сценарий» уже на севере Казахстана? И, судя по всему, не обозначая географический вектор главной угрозы, готовятся к «неожиданностям». Казахстан активно развивает военное сотрудничество с другими государствами, в том числе Турцией, создаёт территориальную оборону, казахстанские военнослужащие принимают участие в многонациональных учениях, в том числе проходящих без участия России. Москва всеми силами демонстрирует своё раздражение — от попыток городских властей Омска протестовать против показа в генконсульстве Казахстана документального фильма о «голодном геноциде» тридцатых годов и до выпадов в интервью Лаврова с попытками вычитать в Уставе ООН то, чего там нет. А это всё множит риски для РФ получить «второй фронт» на одной из самых протяжённых своих границ. И это только кажется, что 20-миллионный Казахстан с не самой сильной армией не сможет создать для РФ «головную боль» и у неё появится шанс реализовать сценарий «Астаны за три дня».
Российский блогер Александр Несмеянов, он же Эль Мюрид, ещё в январе минувшего года предупреждал: «Воевать с Казахстаном — это идея, мягко говоря, не из числа здравых. Казахстан — это огромная степь, а где нет степи — там сопки и горы… Контролировать такую территорию силой — тут даже у кремлёвских может зашебуршиться какая-то мысль сомнения».
А это значит, что с планами перекройки чужих границ и расширения своей территории за счёт соседей лучше быть осторожными.


