Сирийский детонатор для Турции, Израиля и Азербайджана?
Icma.az информирует, ссылаясь на сайт Minval.
Израиль в очередной раз атаковал цели на территории Сирии. По сообщению местных источников, ВВС Израиля нанесли удар по зданию научно-исследовательского центра в сирийском Дамаске. Также ВВС Израиля ударили по окрестностям военного аэродрома в сирийской провинции Хама. Такое, вообще-то, происходит не в первый раз. Ещё во времена Башара Асада Иран, а точнее, иранские «стражи исламской революции» развернули на территории Сирии впечатляющую инфраструктуру, которую также использовала и «Хезболлах», прежде всего военные склады и аэродромы. Израиль по этим целям во времена Башара Асада удары наносил регулярно. Иран затем повреждённую инфраструктуру восстанавливал, и всё начиналось заново.
При этом и во времена Асада Сирия оставалась одной из тех стран, где не шли ни на какую нормализацию отношений с Израилем. Во-первых, сказывалось влияние Ирана. А во-вторых, что было куда важнее — Сирия требует вернуть ей те самые Голанские высоты.
Теперь ситуация изменилась, но вот в какую сторону — сказать трудно. У власти в Сирии — новое оппозиционное правительство. И в команде аш-Шараа явно намерены покончить с «вседозволенностью» времён Асада вообще и с ситуацией, когда на территории Сирии воевали между собой и сводили счёты все, кому не лень, в частности. И на израильские налёты реагируют с использованием весьма жёсткой риторики. Что, впрочем, всегда было характерно для Ближнего Востока. Теоретически есть шанс, что вопрос «разблокируется», если с территории Сирии убрать иранскую боевую инфраструктуру, но это требует усилий и времени.
Но самое главное — теперь необходимо учитывать и «турецкий фактор». Если свергнутый диктатор Башар Асад предъявлял Турции территориальные претензии на вилайет Хатай и оказывал покровительство террористам из РКК, то кабинет аш-Шараа установил с Анкарой куда более близкие отношения. Так что станут ли в Турции молча смотреть на израильские удары по Сирии теперь — большой вопрос.
Наконец, отношения Турции и Израиля — тоже болезненный вопрос. Несколько десятилетий назад две страны активно сотрудничали и в экономике, и в военной сфере, и в деятельности спецслужб. Но затем ситуация резко изменилась. Очередную попытку нормализовать отношения Турция и Израиль предприняли осенью 2023 года, однако затем последовала атака ХАМАС 7 октября, ответная израильская военная операция в Газе, и в результате процесс нормализации отношений Израиля и Турции был фактически приостановлен. Как сегодня в Анкаре отреагируют на израильские удары по сирийской территории — вопрос, который стоило бы озвучить. Если за престиж Башара Асада в Анкаре особо не переживали, то здесь вряд ли позволят Израилю безнаказанно бить по Сирии, когда там у власти уже протурецкое правительство.
Понятно, что возможное очередное обострение отношений между Турцией и Израилем создаёт немалые риски и для Азербайджана. Турция для нас — братская страна, партнёрство с Израилем тоже имеет давнюю историю. И, возможно, это тот случай, когда от Азербайджана потребуется именно осторожная и во всех смыслах сбалансированная политика. Впрочем, наша страна не раз демонстрировала умение такую политику выстраивать. Тем более что в полномасштабном взаимном конфликте не заинтересованы ни в Израиле, ни в Турции. Выступать с жёсткими заявлениями в парламенте или на митингах — это совсем не то же самое, что решиться на реальную войну.
А это значит, что в обозримом будущем вся тяжесть по-прежнему будет приходиться на Сирию. Где уже новому правительству понадобится предпринять усилия, чтобы убрать со своей территории инфраструктуру Корпуса стражей исламской революции.


