Трамп разыграл дипломатический гамбит: Украина в панике, Кремль празднует но не рано ли?
Icma.az, ссылаясь на Minval, передает Трамп разыграл дипломатический гамбит: Украина в панике, Кремль празднует но не рано ли?.
Переговоры России и США в Саудовской Аравии остаются в фокусе внимания мирового экспертного сообщества. Слишком неожиданным и сенсационным оказался «дипломатический ход» администрации Трампа, и слишком резким представляется пересмотр внешней политики Вашингтона. «Украину предали», «Россия может праздновать победу», «Трамп предал светлые идеалы западной цивилизации» — вот далеко не полный список реакций, выплеснувшихся в публичное пространство после переговоров в Эр-Рияде.
Впрочем, если говорить начистоту, ещё во времена Джо Байдена проявились первые признаки того, что слепленная для поддержки Украины коалиция просто боится довести дело до окончательной победы. Запад опасался и продолжает опасаться неуправляемого хаоса в такой огромной стране, как РФ, да ещё и с ядерным оружием. И если Байден просто манипулировал помощью Украине, то Трамп пытается, пусть относительно, но всё же стабилизировать ситуацию. Однако насколько удачной окажется эта попытка – другой вопрос. Особенно с учётом того, что итоги переговоров в столице Саудовской Аравии остаются неясными. Пока что Москва и Вашингтон обещают «продолжить диалог» по самым разным проблемам, и это, кстати говоря, касается не только Украины.
Рабочие группы по Украине пока только предполагается сформировать, но в Киеве уже заявили, что не примут никаких договорённостей по Украине, достигнутых без участия Украины. Ситуация для американской дипломатии во многом напоминает то, что произошло с европейскими посредниками во время переговоров в Гранаде, когда президент Азербайджана Ильхам Алиев отказался участвовать в обсуждении, где Евросоюз пытался решать вопросы, касающиеся Азербайджана, без самого Азербайджана. Тогда европейское посредничество оказалось попросту похороненным.
Спасать ситуацию в Киев уже отправился спецпредставитель Трампа по Украине Кит Келлог, который по прибытии сделал многообещающее заявление: «Мы будем слушать. Мы готовы предоставить необходимое. Мы понимаем необходимость гарантий безопасности. Часть моей миссии — слушать. Затем вернусь в США, поговорю с президентом Трампом, чтобы быть уверенными, что мы всё правильно понимаем». Стоит ли за этим заявлением Келлога готовность Вашингтона пересмотреть свои «переговорные позиции» — вопрос остаётся открытым. Да и последние заявления Трампа, что рейтинг Зеленского составляет 4% и что войну надо было заканчивать три года назад, явно не способствуют успеху миссии Келлога. Однако сам факт его прибытия в Киев говорит о многом. Отказ президента Украины признавать договорённости, достигнутые без участия его страны, судя по всему, заставляет Вашингтон действовать.
Но, возможно, куда важнее другое. Пока нет ясности, к какому сценарию приведут переговоры в Эр-Рияде. Конечно, в США звучат заявления, которые льют бальзам на души российской аудитории, но бизнесмен и переговорщик Трамп очень хорошо знает, что такое «мягко стелят – жёстко спать». Что говорится за закрытыми дверями переговоров — тоже большой вопрос.
И уж во всяком случае, тот факт, что в Москве пока даже примерно не называют дату встречи двух президентов, говорит о многом: судя по всему, предложения, озвученные США в столице Саудовской Аравии, оказались вовсе не такими «шоколадными», как планировала Москва.
Здесь уместно вспомнить ещё один дипломатический опыт, имеющий, пусть и опосредованное, отношение к Азербайджану. В конце «нулевых» стартовала знаменитая «футбольная дипломатия» между Турцией и Арменией. Началась она с того, что тогдашний президент Армении Серж Саргсян пригласил президента Турции Абдуллу Гюля на матч футбольных сборных Армении и Турции в Ереван. За этим, вполне ожидаемо, должны были последовать интенсивные дипломатические контакты. Тогда тоже было немало прогнозов о том, что Турция и Армения вот-вот договорятся (не договорились по сей день) и что Анкара якобы готова пожертвовать интересами Азербайджана.
Но сегодня эти прогнозы даже как-то неудобно вспоминать. И тем более мало кто помнит «закулисье». Это происходило вскоре после «пятидневной войны» России против Грузии в августе 2008 года. Российская граница с Грузией была полностью закрыта, Армения оказалась отрезанной от своего главного защитника и покровителя. В Анкаре, услышав о дипломатической инициативе Армении, решили, что в Ереване наконец-то взялись за ум и решили наладить отношения с ближайшими соседями.
Но когда Турция приняла приглашение, в Армении, напротив, пришли к выводу, что «цивилизованный мир» наконец-то устроил Турции «выкручивание рук», и теперь можно требовать от Анкары едва ли не подарить Армении часть своей территории. Переговоры, начавшиеся с многообещающих заявлений, в итоге закончились ничем.
И вот Москва на переговорах с Вашингтоном рискует попасть в ту же ловушку завышенных ожиданий. В Кремле могут считать, что в Вашингтоне «сдали нервы» и что США повторят Вьетнам и Афганистан в Украине.
Но в реальности расстановку сил на переговорах вполне может определить общий политический фон. А он учитывает и часть Курской области под контролем Украины, и атаки украинских дронов, и ослабление режима Асада в Сирии, и череду российских провалов в других регионах, включая Южный Кавказ.
Россия, мягко говоря, не в той ситуации, чтобы особенно сильно стучать кулаком по столу и требовать выполнения собственных условий.
Более того, даже если в западных медиа, так или иначе связанных с либеральной тусовкой, активно сравнивают Трампа с Чемберленом, нельзя исключать, что на самом деле бывший строительный магнат и экс-ведущий реалити-шоу Дональд Трамп пытается повторить тактику Рональда Рейгана.
В политической биографии Рейгана, кроме всего прочего, были и переговоры с Михаилом Горбачёвым.
Вашингтон тогда тоже совершил впечатляющий вираж — от эпитетов типа «Империя зла» до улыбок, рукопожатий и открытия в Москве «Макдональдса».
Другое дело, что при всех этих протокольных улыбках и рукопожатиях Горбачёву приходилось идти на тяжёлые уступки.
А в Москве, похоже, рассчитывают на выполнение собственных условий.
Во всяком случае, представитель России в ООН Василий Небензя уже заявляет, что «Украина безвозвратно потеряла четыре области – Запорожскую, Херсонскую, Луганскую и Донецкую», которые РФ включила в свой состав, но полностью не контролирует.
Если Кремль будет настаивать на «демилитаризации Украины», её «нейтральном статусе» и прочих требованиях, шансов на заключение соглашения просто не будет.
При этом ещё раньше Трамп говорил, что если Москва не согласится на предложенные условия прекращения огня, может быть задействован «жёсткий сценарий» — от усиления санкций до расширения помощи Киеву и разрешения использовать западное оружие на более глубокие цели на территории России.
Забыли ли в Вашингтоне об этом «плане В»? Это большой вопрос. Особенно если Москва потребует для себя слишком многого.

