Умер Бог войны . Какой сюрприз подготовила Украина? наш обзор
Согласно материалам сайта Haqqin, передает Icma.az.
С момента своего изобретения артиллерия практически во всех войнах считалась их «богом». Несмотря на стремительное развитие военных технологий и появление новых смертоносных и высокоточных видов оружия, тяжелая артиллерия продолжала играть критическую роль как в наступлении, так и в обороне. В войне России против Украины данная тенденция сохранилась: соотношение артиллерийской мощи сторон в течение более чем трех лет остается решающим фактором боевых действий.
В первые месяцы войны российская армия, обладая значительным артиллерийским перевесом, могла удерживать украинские позиции и мирные населенные пункты под разрушительным огнем, что позволяло ей продвигаться вперед. Однако после того, как западные страны начали поставлять Украине дальнобойные и высокоточные артиллерийские установки, ход боевых действий изменился. ВСУ получили преимущество благодаря французским CAESAR, американским M777 Paladin и шведским Archer, которые имели большую дальность стрельбы, чем российская артиллерия.
Благодаря западной артиллерии ход боевых действий в российско-украинской войне изменился
Кроме того, критическим фактором оставалось соотношение количества снарядов у противников. Например, когда республиканцы в Конгрессе США заблокировали пакет помощи Киеву на 63 миллиарда долларов, украинская армия практически исчерпала запасы боеприпасов и могла отвечать на 15–20 российских выстрелов лишь одним. Вспоминается и эпизод с погибшим впоследствии главой «Вагнера» Евгением Пригожиным, когда в боях за Бахмут его бойцы остались без снарядов, в результате чего появилась знаменитая фраза: «Шойгу, Герасимов, где боеприпасы?».
Расход боеприпасов в этой войне достиг таких масштабов, что Россия, исчерпав советские запасы, была вынуждена закупать миллионы снарядов в Северной Корее. В целом, спрос на артиллерийские боеприпасы был столь велик, что на какое-то время в мире возник их дефицит: заводы не успевали справляться с объемами производства, а склады оказались практически пустыми.
Но, похоже, одно из украинских предприятий разработало установку, способную пересмотреть роль артиллерии на поле боя. По данным Министерства обороны Украины, только в марте российская армия потеряла 1644 артиллерийские установки (!) — втрое больше, чем 18 месяцев назад. Для сравнения: на вооружении армии США всего около 3 тысяч артиллерийских установок, а у Великобритании — около 200. Причем 28 марта украинские военные уничтожили рекордные 122 артиллерийские установки за сутки, что стало самым высоким показателем за всю историю войн.
Евгений Пригожин и его знаменитая фраза: «Шойгу, Герасимов, где боеприпасы?»
Почему российская армия теряет артиллерию в таких масштабах? Издание Forbes рассматривает одну из возможных причин: по его данным, украинская компания усовершенствовала изобретение времен Первой мировой войны, создав систему, способную с высокой точностью определять позиции российской артиллерии. Это дало ВСУ значительное преимущество в контрбатарейной борьбе.
Как отмечает Forbes, до этой войны стандартным методом обнаружения артиллерии были контрбатарейные радары. Обычно это крупногабаритные системы, установленные на транспортных средствах, с большими радиолокационными антеннами. Они способны отслеживать снаряды в полете, а баллистический компьютер вычисляет их траекторию, определяя точку запуска в считаные секунды.
Российский «Зоопарк» — это типичный контрбатарейный радар, способный обнаружить 155-миллиметровую гаубицу на расстоянии более 20 километров, HIMARS — на расстоянии более 32 километров, а ATACMS — на расстоянии более 22 километров. Однако у таких систем есть два серьезных недостатка. Во-первых, они дороги, а значит, встречаются не так часто. Во-вторых, радиолокационное излучение делает их уязвимыми — их легко обнаружить и уничтожить. В интернете можно найти множество видеозаписей, на которых украинские военные с помощью FPV-дронов стоимостью всего несколько сотен долларов уничтожают российские контрбатарейные радары «Зоопарк», цена которых превышает 24 миллиона долларов. Эти потери, а также резкое увеличение количества разведывательных дронов вынудили российскую армию изменить тактику контрбатарейной борьбы. Теперь вместо радаров «Зоопарк» российские военные используют дроны для обнаружения украинской артиллерии. Беспилотники, оснащенные тепловизионными камерами, фиксируют тепловые сигналы орудий в момент выстрела и передают их координаты.
Украинцы с помощью FPV-дронов стоимостью несколько сотен долларов уничтожают русские «Зоопарки», цена которых превышает 24 млн долларов
Украинская армия использует аналогичную тактику, но обе стороны также начали применять более эффективную технологию — метод акустической локации, впервые использовавшийся еще в годы Первой мировой войны.
Физик Уильям Лоуренс Брэгг, лауреат Нобелевской премии, наиболее известен своими работами по рентгеновской дифракции, но в 1915 году он разработал систему с более практическим применением. Служа в британской армии, Брэгг использовал расставленные на большом расстоянии друг от друга микрофоны, которые автоматически фиксировали звуки выстрелов. Система состояла из гальванометра и пера, записывающего колебания на бумажной ленте, напоминая сейсмограф. Чтобы устранить посторонние шумы, микрофоны делали из старых ящиков для боеприпасов и оборачивали тканью. Несмотря на примитивность конструкции, такая система позволяла определять местонахождение вражеских позиций с точностью до 10 метров на расстоянии нескольких миль.
Со временем акустические системы были вытеснены радарами, которые обеспечивали большую дальность и точность без необходимости размещать микрофоны на значительном расстоянии друг от друга. Однако современные технологии — усовершенствованные микрофоны, дешевая вычислительная мощность и улучшенные алгоритмы, включая элементы машинного обучения, — сделали акустическое обнаружение снова актуальным. К тому же микрофон, в отличие от радара, работает пассивно, что делает его невидимым для средств радиоэлектронной разведки.
Украинская компания Vidar Systems испытала усовершенствованный акустический локатор, он предназначен для оперативного обнаружения и уничтожения позиций российской артиллерии
На данный момент обе воюющие стороны используют несколько таких систем. В феврале украинская компания Vidar Systems испытала усовершенствованный акустический локатор. Этот комплекс уже применяется на фронте в ограниченном масштабе, а сейчас ведется подготовка к его серийному производству. По словам разработчиков, комплект, который может переносить один человек, состоит из пяти микрофонов и центрального вычислительного модуля. Система способна с высокой точностью триангулировать позиции артиллерии на расстоянии до 24 километров, а встроенный ИИ-фильтр позволяет отсекать посторонние шумы, такие как близлежащие взрывы.
Доступная и эффективная звуковая локация может быть интегрирована в единую сеть с системами командования и управления, такими как украинская Delta. Это облачная платформа, которая позволяет командирам на всех уровнях работать с унифицированным планшетным интерфейсом. По сути, это означает, что каждое российское орудие может быть обнаружено сразу после выстрела, а затем по нему могут быть оперативно направлены средства поражения.
Это вовсе не внезапный технологический скачок со стороны Украины. Параллельное развитие схожих систем уже наблюдалось в области обнаружения дронов. В частности, системы Zvook и Sky Fortress используют сети из множества микрофонов для фиксации характерного звука двигателей беспилотников. Система Sky Fortress, в которой задействованы шесть тысяч микрофонов, установленных на опорах по всей Украине, считается настолько эффективной, что способна перехватывать большинство дронов, проникающих в воздушное пространство страны, и передавать данные о их местоположении в Delta в течение 12 секунд.
Система Sky Fortress, в которой задействованы шесть тысяч микрофонов, установленных на опорах по всей Украине, настолько эффективна, что способна перехватывать большинство дронов, проникающих в воздушное пространство страны, и передавать данные об их местоположении в Delta в течение 12 сек
Исторически контрбатарейная борьба велась с применением тяжелых артиллерийских орудий, что приводило к так называемым «артиллерийским дуэлям». Однако сегодня главным оружием против артиллерии становятся небольшие дроны. Хотя уничтожить расчет орудия несложно, сами артиллерийские установки долгое время оставались трудной целью, так как их массивные металлические конструкции относительно устойчивы к осколочным поражениям.
Украинские военные довели до совершенства тактику точечного удара по ствольной части орудий с помощью FPV-дронов, оснащенных кумулятивными боеголовками. Прямое попадание делает орудие непригодным для дальнейшего использования, а поскольку у России крайне ограниченные возможности по производству новых стволов, такие потери зачастую становятся необратимыми. Хотя акустическое обнаружение не позволяет с высокой точностью определять местоположение артиллерии, для FPV-дронов, способных обследовать местность и наводиться на цель, его точности более чем достаточно.
Издание Forbes рассматривает внедрение акустических систем как один из возможных факторов снижения роли артиллерии в современных конфликтах, однако отмечает, что говорить о точных причинах пока преждевременно. «Но с обеих сторон она стала менее значимым фактором, и больше ударов теперь наносят беспилотники. Возможно ли возвращение артиллерии в прежний статус — пока неизвестно. Однако в ближайшие месяцы и годы будут развернуты более совершенные системы обнаружения в сочетании с улучшенными средствами уничтожения орудий. Это может поставить артиллерию на путь стремительного упадка без очевидных перспектив восстановления», — пишет американское издание.

