Ювелирная партия Эрдогана горячая тема
Если турки и расстроились по поводу того, что свой первый зарубежный визит аш-Шараа, то никак это не показали, причем «никак» — это от слова «совсем». А ведь это категорически неправильно, учитывая масштабность вопросов, которые Анкаре и новому Дамаску предстоит решать совместно.
Но, возникает стойкое убеждение, что на визит в Эр-Рияд нового сирийского президента уговорили именно сами турки, как бы парадоксально это не звучало, особенно учитывая, что соратники Эрдогана занялись форматированием сирийского партийного ландшафта. И кроме того, как пишет мой коллега, собкор haqqin.az в Анкаре, «во всех турецких министерствах будет назначен специальный советник по сирийскому направлению».
Аш-Шараа поехал в Эр-Рияд – но на самом деле оказался ближе к Турции. А в Саудии этому еще и поаплодировали
Что, в общем-то вполне логично – новую Сирию Анкара твердо намерена держать в сфере своего влияния и форматировать «именно под себя». Но Эрдоган не был бы Эрдоганом, если бы собрался тащить громоздкий «сирийский кейс» самостоятельно, в одиночку. Для Анкары, с ее нынешним затяжным – хотя на официальном уровне это и не признается - экономическим кризисом, это ноша весьма, скажем так, обременительна.
Поэтому турки совершенно справедливо решили разделить ее с Эр-Риядом, дав понять Дамаску, кому следует выразить уважение первым зарубежным визитом. Мы-то, дескать, перетерпим, от нас не убудет, все всё понимают – а вот Королевству будет приятно, оно такой шаг оценят.
Да и для всего арабского мира, частью которого Сирия, как не крути, является, будет совершенно не лишним наглядно продемонстрировать, что новый Дамаск не является протекторатом Турции, а готов выстраивать отношения с любыми региональными игроками. Даже если они в последние годы и совершали какие-то телодвижения в сторону Асада, достаточно вспомнить восстановление членства Сирии в Лигу арабских государств.
Конечно, оно было совершенно декоративным, тогдашний режим совершенно не собирался делать те шаги, которых от него ждали арабские страны, отделываясь от их требований, в первую очередь - по каптагону, расплывчатыми «может быть» и «мы рассмотрим этот вопрос». Что в той же Саудовской Аравии с ее нынешним весьма прагматичным руководством это достаточно отчетливо понимали. А потому с инвестициями особо не торопились в типично восточной манере: «Конечно, дадим, но давайте сначала кофе попьем и кальян покурим, куда нам торопиться».
Планы Эрдогана по политическому терраформатированию Сирии получают надежную подпитку финансовой поддержкой саудитов
Сейчас ситуация изменилась в главном. Новое правительство Сирии делом – развязанной охотой на каптагоновый бизнес и вытеснением иранцев из всех сфер сирийской жизни – доказало свою приверженность подходам, которые саудиты и желали. И если поначалу они совершенно не входили в число бенефициаров падения дома Асада, это была чисто турецко-сирийская история, то сейчас у них появился солидный шанс отыграть ситуацию в свою пользу.
Дамаск больше не пойдет на контакты с Тегераном – а это именно та новость, которую в Эр-Рияде воспринимают не иначе как «майский день и именины сердца». И готовы щедро наградить тех, кто ее принес и гарантировал. В первую очередь, разумеется, финансово. Что, разумеется, выгодно Дамаску, которому для удержания власти нужны только три вещи – деньги, деньги, и еще раз деньги.
Но не менее выгодно Анкаре, планы которой по политическому терраформатированию Сирии получают надежную подпитку финансовой поддержкой саудитов. Которые окажут ее, в том числе, только потому, чтобы выиграть в конкуренции за Сирию у своих «заклятых партнеров» - Эмиратов и Катара.
Так что Анкара в очередной раз ювелирно разыграла свою «сирийскую партию». Аш-Шараа поехал в Эр-Рияд – но на самом деле оказался ближе к Турции. А в Саудии этому еще и поаплодировали.