Захарова и Госдума России дошли до географического абсурда Minval Politika
Как передает Icma.az со ссылкой на сайт Minval.
Любопытные заявления звучат в Москве. Мария Захарова, официальный представитель МИД РФ, закатывает впечатляющую истерику: как это так — Азербайджан пригласил на форум в Ханкенди украинского журналиста Дмитрия Гордона? «Вы заметьте, появление этого экстремиста Дмитрия Гордона — всегда как чёрная метка для тех, кто возлагает на Запад некие надежды», — возмущалась мадам Захарова, по мнению которой «этого экстремистского кукушонка подбросили не случайно»: «Я абсолютно согласна с теми, кто видит во всём происходящем руку Запада, руку западных ненавистников мира и стабильности в нашем пространстве. Мне кажется, это действительно мощная сигнальная лампочка — переброска туда этого экстремиста».
Оставим в стороне, может ли официальный представитель дипломатического ведомства позволять себе в ходе брифинга использовать выражения типа «кукушонок». Просто… не слишком ли мадам Захарова уверена в своём праве диктовать Азербайджану, кого приглашать на форум в Ханкенди, а кого нельзя? Возможно, в Москве несколько «сместил ориентиры» известный прецедент. Ещё до украинской войны в Армении, где пост премьер-министра, кстати говоря, уже занимал Никол Пашинян, действовали единые с Россией списки нежелательных персон. Ну, на то она и форпост. А Азербайджан, если кто забыл, — независимое государство, которое самостоятельно решает, кого приглашать, кого не надо, и чьи советы в этом случае слушать.
И это ещё не всё. Вскоре стало известно и об очередной инициативе Госдумы РФ. Оказывается, российское Министерство просвещения сильно обеспокоено тем, что в 60% школьных учебников СНГ Россия упоминается в негативном контексте. Выявлено аж 800 оценочных упоминаний РФ, из которых 280 содержат «колониальный дискурс». И теперь депутаты предложили усилить «историческую работу» со странами СНГ, чтобы выработать «взаимоприемлемые трактовки» совместного прошлого и создать двусторонние комиссии, которые займутся разработкой «объективных» версий ключевых исторических событий. Вообще, российские законодатели требуют, чтобы правительство не допускало «искажения исторической памяти» об эпохах Российской империи и СССР.
Идея, строго говоря, не такая уж и новая. Ещё два года назад, когда нынешний кризис взаимоотношений с РФ никто не ждал и не предсказывал, думский комитет по делам СНГ предложил: «Рекомендовать правительству Российской Федерации ускорить работу по строительству общеобразовательных учреждений, осуществляющих обучение на русском языке в государствах — участниках СНГ, подготовке педагогических кадров с преподаванием на русском языке, разработке ЕДИНЫХ (выделено нами — Minval Politika) общеобразовательных учебников».
А в последние дни и недели в фокусе внимания российских державных историков были именно азербайджанские школьные учебники. В частности, некий Александр Дюков — историк и член Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям. Ему очень не нравится, что в азербайджанском учебнике истории для пятого класса рассказывается о Чёрном Январе 1990 года и указывается, что «было решено потопить в крови Баку», «советскими военными, готовящимися к массовому истреблению азербайджанского народа», «улицы города были залиты кровью невинных людей». Ещё больше этого историка возмущает, что в азербайджанских учебниках говорится об оккупации нашей страны и в период Российской империи, и в советский период. И уж точно в состояние глубокой истерики приводит господина Дюкова то, что в учебном пособии для 11-го класса говорится о российской аннексии Крыма и агрессивной политике Москвы. И вот теперь Госдума призывает создать «двусторонние комиссии» и найти взаимоприемлемые формулировки. На практике Москва собралась диктовать Азербайджану, как нам надлежит изучать собственную историю. Где, надо полагать, нам опять будут рассказывать про «верных ленинцев» Шаумяна и Кирова, аннексию АДР в 1920 году объявят «возвращением в родную гавань», а бойню мирного населения в январе 1990 г. назовут «борьбой с экстремистами» и «предотвращением попытки исламского переворота», как врал в эфире Горбачёв по горячим следам своего преступления. Про генерала Цицианова и Джавад-хана не будет упомянуто вообще. И хорошо, если не объявят аннексию Азербайджана в позапрошлом веке «присоединением к России с Восточной Армении». Выставку под таким названием, напомним, МИД РФ уже проводил — и речь шла о Нахчыване и Ордубаде. Формально никто имени Владимира Мединского, помощника президента РФ и «обладателя лишней хромосомы», как бы не назвал. Но в том, что это его инициатива, сомнений тоже нет.
А тогда уже становится понятно: СССР нет на карте уже больше 30 лет, но этих более чем 30 лет для некоторых обитателей «башен Кремля» оказалось недостаточно, чтобы понять, что политическая география изменилась.
Ну что же, тогда нам придётся взять на себя обязанности учителя географии. Посоветовать мадам Захаровой, господину Мединскому, депутатам Госдумы из соответствующих комитетов просто ознакомиться с картами — ну, скажем, на сайте ООН. Уяснить, где проходят — и где заканчиваются, вопреки известной фразе Путина! — границы их страны и юрисдикция российских властей. И самое главное — понять одну простую вещь. Возможно, в советские годы с цензурой, Главлитом и т. д. подобный диктант проходил. Но с независимыми государствами он не проходит. Более того — он вызывает жёсткое противодействие. Со всеми вытекающими.
И после таких «инициатив» не стоит особенно удивляться, когда сокращается сотрудничество в как бы неприкосновенной гуманитарной сфере. Если вы не хотите, чтобы гуманитарное сотрудничество с Россией воспринималось как угроза — не надо использовать его для продвижения имперских нарративов. Только и всего.


