Icma.az сообщает, что по информации сайта Minval.
РФ продолжает нести катастрофические потери на украинском фронте. По данным независимых источников, число погибших солдат и офицеров уже превысило 1 000 000 человек. Для военных специалистов очевидно: Россия продолжает использовать тактику «мясных штурмов» и действовать по принципу «бабы ещё нарожают».
Но нельзя не заметить и другого. Основная тяжесть и мобилизации, и потерь приходится на «национальные» субъекты Российской Федерации. Печальную пальму первенства удерживает Башкортостан. На втором месте — Татарстан. И только потом идут, пардон, «русские» регионы. Насколько добровольно отправляются отсюда призывники на Украинский фронт — большой вопрос. Во всяком случае, изрядный шум наделала история дагестанского школьника, который просто поехал в гости к родным в Москву, а там его сначала задержала полиция как «лицо кавказской национальности», а затем уже в военкомате заставили подписать контракт на отправку в «зону СВО».
Не менее тяжёлая ситуация в регионах Севера и Сибири. Возможно, в общей статистике потерь абсолютные цифры не выглядят столь ужасающими, но и мобилизация, и «мясные штурмы» ставят под вопрос само по себе выживание многих малочисленных народов. Во время мобилизации молодых мужчин «выгребают» подчистую. Ещё в сентябре 2022 г., в самом начале войны, как уже рассказывал Minval Politika, из якутского посёлка Айхал с населением всего 17 тысяч человек мобилизовали около сотни, из Амгинского улуса с такой же численностью населения — около 50 человек. Тогда же экс-президент Монголии Цахиагийн Элбэгдорж распространил видеообращение, где заявил, что «с самого начала этой кровавой войны этнические меньшинства, которые живут в России, пострадали наибольшим образом», и озвучил призыв: «Буряты, тувинцы и калмыки пострадали больше всех. Они использовались как пушечное мясо. Сотни были ранены. Тысячи были убиты. Мы, монгольцы, встретим вас с распростёртыми объятиями и открытым сердцем».
Конечно, «если родина в опасности — значит, всем идти на фронт». Только вот на Россию, напомним в который уже раз, никто не нападал. Это Кремль совершил и продолжает агрессию против Украины. А во-вторых, и это, безусловно, главное, получается слишком уж явный «перекос» в сторону приоритетной мобилизации именно представителей национальных меньшинств.
Если покопаться в истории, то параллели можно найти без труда. Достаточно вспомнить восстание в Казахстане и Центральной Азии во время Первой мировой войны, в 1915–1916 гг. Тогда мужчин из этого региона призывали не в армию, а на тыловые работы — оружие мусульманам Российская империя доверяла не очень. Но от голода, тяжёлых условий и болезней и на тыловых работах погибали многие. Результат — народное возмущение, дошедшее до красной черты, и восстание, о котором не то чтобы совсем запрещалось упоминать, но всё же рассказывали «сквозь губу».
До восстаний в Казани, Уфе, а тем более Якутске и Горно-Алтайске дело, по крайней мере пока, не дошло. Но «политический динамит» продолжает копиться. Тем более что «этнически мотивированная мобилизация» — это далеко не единственный «раздражитель». Об этом уже говорилось неоднократно, но тем не менее напомню: в России из образовательного пространства практически вымываются национальные языки. И это не только языки малочисленных народов, где по понятным причинам сфера их применения достаточно ограничена, но и, например, татарский — с огромным литературным и письменным наследием. Развивается практика отправки в «национальные» регионы московских «варягов» — впервые она была опробована на примере Дагестана. Граждан России неславянской национальности, выходцев из тех самых «национальных» регионов, в Москве и других российских городах регулярно «тормозит» полиция, проверяя, не являются ли они «мигрантами». И вряд ли имеет смысл в который уже раз напоминать, какой серьёзной миной под единство страны является ситуация, когда часть её граждан ощущает себя «людьми второго сорта».
А вот здесь уже самое время обратиться к опыту бывшего СССР. В Советском Союзе было написано и защищено бесчисленное количество курсовых и дипломных работ, кандидатских и докторских диссертаций и т. д. на тему антиколониальной борьбы народов стран Азии и Африки. Советские исследователи и учёные изучили, казалось, всё: и историческую память о том, что вытворяли в покорённых странах «белые господа в пробковых шлемах», и грабёж природных ресурсов, и жестокое подавление национально-освободительного движения. Только вот никто не рискнул произнести вслух, что те же закономерности действуют в самом СССР, где Россия — метрополия, а республики — колонии. Теперь же «колониальные» реалии проявляются в самой РФ.
А вот здесь уже проявляются совсем другие реалии. Очевидно, что мировое сообщество обязано отреагировать на массовые нарушения прав представителей национальных меньшинств в России. Понятно, что ждать всеобщей международной реакции придётся очень долго. Но у Азербайджана есть свой инструмент — БИГ, «Бакинская инициативная группа». Та самая, которая доказала свою дееспособность и эффективность в случае с поддержкой справедливых прав народа Новой Каледонии, когда, напомним, официальному Парижу пришлось идти на уступки. Причём на берегах Сены открыто обвиняли именно Азербайджан. Сегодня в фокусе внимания БИГ — положение сикхов в Индии, ещё одна «забытая трагедия».
Однако очевидно, что систематическое нарушение прав национальных меньшинств в России — это куда более актуальная и во всех смыслах близкая для Азербайджана проблема, которая, кстати говоря, не имеет ничего общего с поддержкой сепаратизма. Право учиться на своём языке, просто ходить по улицам Москвы, не опасаясь быть задержанным полицией за «не ту» внешность, — это не сепаратизм, это нормальное цивилизованное поведение. Оно ни в коей мере не будет противоречить Декларации о союзнических взаимоотношениях Азербайджана и России. Тем более что сама Россия эту декларацию соблюдать и не думает. А соблюдение международных подписанных договорённостей — это, если кто забыл, улица с двусторонним движением. Так что, думается, для БИГ самое время обратить внимание на российские реалии. Не позволить ситуации дойти до открытого взрыва — это в интересах не только самой России, но и её соседей. А значит, действовать надо уже сегодня. Точнее, надо было ещё вчера.