Европейский кирпич на дороге к миру Миссия ЕС как фактор дестабилизации

29.01.2026

Icma.az, ссылаясь на сайт Caliber.az, отмечает.

Министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян, будучи в Страсбурге, заявил, что миссии Европейского союза в Армении (EUMA) могут быть переданы некоторые функции по управлению границами. «Мы понимаем, что время прошло, и теперь у нас мир, и нам следует подумать о том, как эта миссия может продолжать поддерживать нас. Возможно, некоторые функции по управлению границами, а возможно, и другие», — заявил министр на заседании Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ).

Армянский министр не обозначил, на границе с каким государством в дальнейшем будут размещены представители миссии, а значит, не исключено, что они будут «управлять границей» Армении с Азербайджаном. Это, в свою очередь, порождает ряд вопросов, например: как стремление передать миссии ЕС функции по управлению границами соотносится с пунктом уже парафированного текста мирного соглашения, в котором отмечено, что стороны не будут размещать на границе друг с другом вооруженные силы третьих сторон? Означает ли это, что Еревану размещение европейских формирований на границе с Азербайджаном важнее, чем мир с нашей страной? Следует ли из этой новости то, что Армения не нуждается в выходе из изоляции и подключении к региональным проектам? Что это вообще за такая идея фикс — чтобы «миссия продолжала поддерживать нас»? Поддерживать в чем?

Напомним, что миссия Евросоюза появилась в Армении решением Совета ЕС в начале 2023 года. В последующем миссия ЕС в Армении усилиями ряда стран превратилась по существу в миссию НАТО, и в Баку считали это шагом к милитаризации региона. 30 января 2025 года Совет ЕС принял решение продлить мандат миссии до 19 февраля 2027 года. Само продление мандата уже вызывает вопросы в Баку относительно деятельности миссии в условиях прогресса в мирном урегулировании и будущего мира.

Как бы отвечая на эти вопросы, 5 ноября прошлого года премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что после заключения мирного соглашения с Азербайджаном возможны изменения в формате деятельности EUMA. И хотя это прозвучало двусмысленно, оставалась надежда на то, что такие изменения в формате будут произведены в сторону ослабления, а не усиления ее роли. 

Последнее же заявление главы армянского МИД демонстрирует, что, наоборот, Армения собирается усилить военный фактор ЕС в своей политике. Тут стоит обратить внимание на то, что Мирзоян даже не оговаривает сроки пребывания EUMA в подобном возможном статусе. Скажем, если бы он сказал, что они будут находиться на границе вплоть до подписания мирного договора, то это еще можно было бы вписать в логику поиска неких гарантий безопасности. Однако речь в заявлении идет о бессрочном порядке. Что это, если не прямой вызов мирному процессу!

Таким образом, тема миссии ЕС (в случае, если ее дальнейшее функционирование предполагается на границе с Азербайджаном) постепенно превращается в аналог вопроса Минской группы ОБСЕ, если не сказать, в его более опасный аналог. Ведь если МГ была чисто политическим институтом, то EUMA имеет все признаки военной организации с перспективой расширения своих функций. Таким образом, деятельность миссии может стать не только символическим, но и фактическим препятствием на пути к полному урегулированию армяно-азербайджанского конфликта. Если сохранение МГ означало нежелание прощаться с идеями о реанимации карабахского кейса на дипломатическом уровне, то переход EUMA в статус пограничников демонстрирует стремление подвесить в воздухе мирный процесс.

В Ереване, очевидно, рассчитывают на то, что после того, как к миротворческому процессу активно подключились Соединенные Штаты и лично президент Дональд Трамп, Баку не остается ничего другого, как продолжать процесс из опасения войти в противоречия с Вашингтоном, а значит, самое сейчас время оставить лазейки для будущих попыток реванша. Это ошибочный, если не сказать, пагубный расчет. Во-первых, Азербайджан всегда в первую очередь действует исходя из своих национальных интересов. Во-вторых, у американской администрации есть четкое понимание того, кто на протяжении долгих лет был агрессором и тормозом на пути к справедливому миру. Это наиболее ярким образом было продемонстрировано спецпосланником президента США Стивеном Уиткоффом, который в ноябре прошлого года во время своего выступления на бизнес-форуме в Майами процитировал вопрос Трампа президенту Алиеву: «Почему вы остановились? У вас была победа, у вас большая армия». 

Таким образом, ситуация с миссией ЕС, которая на долгое время рискует стать камнем преткновения на пути к подписанию мирного соглашения, с большой долей вероятности побудит Вашингтон оказывать давление на Ереван. Это тем более правдоподобно, что администрация Трампа вообще с большим недоверием относится к внешнеполитическим амбициям европейцев.

Не исключено, что ЕС, щедро спонсируя армянское государство, просто не оставляет Еревану иного выбора, кроме как соглашаться на его условия в вопросе EUMA. В таком случае Армения вместо одной военной базы получает, по сути, еще одну. Это серьезно подрывает курс Пашиняна на повышение субъектности Армении и ставит под удар перспективы регионального сотрудничества. Между тем, если бы Ереван вовремя пошел на нормализацию, то ему не потребовалось бы впадать в зависимость от европейских грантов и, как следствие, от интересов Брюсселя.

Продолжайте следить за ситуацией на Icma.az, где мы всегда предоставляем свежие новости.
Читать полностью