Как стало известно Icma.az, со ссылкой на сайт Caliber.az.
Премьер-министр Великобритании Кир Стармер находится с официальным четырехдневным визитом в Китае. Эта поездка стала первой за восемь лет и символизирует стремление Лондона восстановить прагматичные и стабильные двусторонние отношения с Пекином после периода напряженности, связанного с обвинениями в шпионаже, разногласиями по Гонконгу и позицией Китая по конфликту в Украине.
Стармер уже встретился с председателем КНР Си Цзиньпином и другими высокопоставленными чиновниками, подчеркнув, что его цель — «открыть Британию миру» и развивать долгосрочное, последовательное стратегическое партнёрство, ориентированное на экономическом сотрудничестве, совместных инновациях и гуманитарных связях.
В составе британской делегации находятся руководители более 50 крупных компаний и культурных организаций, что подчёркивает экономический характер поездки. Лондон нацелился на восстановление торговли и инвестиций в сферах с минимальными рисками для национальной безопасности — медицина, биотехнологии, климат, образование, а также на продвижение экспорта британских товаров, снятие торговых ограничений (включая пошлины на шотландский виски) и возможное упрощение визового режима.
Для Китая встреча имеет стратегическое значение как способ укрепить диалог с Западом, продемонстрировать способность вести переговоры с союзниками США и продвигать концепцию «мирного развития». Пекин использовал визит Стармера, чтобы закрепить идею многоуровневого сотрудничества без предварительных политических уступок, делая упор на точечные соглашения в сфере финансов, инвестиций, зелёных технологий и образования.
Аналитики отмечают, что Китай, как и ранее, не планирует делать масштабные экономические уступки, а переговоры с Лондоном направлены на снижение недоверия и создание рабочей платформы для дальнейших контактов.
Главная сложность для Стармера заключается в необходимости балансировать между Пекином и Вашингтоном: британцы всячески представляют эту поездку как прагматичный шаг для национальных интересов, не подрывающий стратегический альянс с США. Пример недавних жёстких комментариев президента США Дональда Трампа в адрес Канады, заключившей сделки с Китаем, показал, что подобные инициативы могут вызвать критику и угрозы тарифов, поэтому Лондону пришлось действовать осторожно. Тем не менее визит вписывается в более широкий контекст международной дипломатии: западные союзники США постепенно ищут конструктивные и точечные формы взаимодействия с Китаем на фоне замедления глобальной экономики, фрагментации рынков и растущей геополитической турбулентности.
Этот посыл приобрел особую остроту после речи канадского премьер-министра Марка Карни в Давосе, где он призвал «средние державы» объединиться против диктата мировых гегемонов, прозрачно намекая, прежде всего, на США.
Неудивительно, что президент Трамп уже успел негативно отреагировать на визит британского премьера в Китай. В коротком комментарии для прессы Трамп назвал «очень опасным» для Великобритании налаживание тесных связей с Китаем.
Мир входит в этап калибровки новых связей и отношений. Главным фактором, создающим этот глобальный контекст, является жесткая позиция США по продвижению своих интересов, совмещая жесткие торговые и силовые методы. Впрочем, как мы можем наблюдать, эта политика, похоже, вызывает противодействие – ближайшие союзники США вынуждены обращать свой взор на Китай и предлагаемые им способы сотрудничества, чтобы еще более диверсифицировать свои экономические связи и ослабить зависимость от Вашингтона.
В целом аналитики сходятся во мнении, что поездка Стармера является важным символическим шагом в перезапуске отношений, открывает возможности для постепенных экономических инициатив и укрепляет дипломатические каналы, не изменяя фундаментально баланса сил.