Торг с Эрдоганом неуместен: утром членство в Евросоюзе, вечером стулья наша корреспонденция

15.03.2025

Согласно сайту Haqqin, передает Icma.az.

Тема расширения военного и политического сотрудничества между Турцией и Европейским Союзом была вновь поднята 12 марта в Анкаре во время встречи премьер-министра Польши Дональда Туска с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом.

Туск хочет, чтобы Турция играла ведущую роль в переговорах между Россией и Украиной. Однако этот вопрос не может быть решен единолично ни Анкарой, которая сохраняет сбалансированные отношения как с Россией, так и с Украиной, ни самой Польшей.

«Европа требует военной помощи, но что Турция получит взамен?» – прямо спрашивают в политических кругах Анкары

Президент США Дональд Трамп в ходе визита в Саудовскую Аравию будет стремиться принудить Украину к соглашению о прекращении огня с Россией ценой территориальных уступок. На этом фоне Европейский Союз все громче заявляет о своем желании видеть Турцию в качестве ключевого игрока в новой «архитектуре безопасности Европы».

Но на фоне того, как сторонники «ценностной» Европы призывают Вооруженные силы Турции поддержать Евросоюз перед возможной вооруженной угрозой со стороны России, наболевший вопрос о полноценном членстве Анкары в ЕС вновь отходит на второй план.

«Европа ценностей» под угрозой?

Термин «Европа ценностей» вошел в политический лексикон после окончания холодной войны, вызванной распадом СССР, а принятые в 1993 году Копенгагенские критерии стали фундаментом «мягкой силы» ЕС на следующие два десятилетия.

В 2002 году после прихода к власти Реджепа Тайипа Эрдогана Турция провела серию масштабных реформ в надежде на вступление в ЕС. Однако в 2004 году Греция, воспользовавшись правом вето, заблокировала членство Анкары, а грекам Кипра, отклонившим план объединения острова, был дан «зеленый свет» для вступления в ЕС, что вызвало глубокое разочарование Анкары.

В 2002 году после прихода к власти Реджепа Тайипа Эрдогана Турция провела серию масштабных реформ в надежде на вступление в ЕС

Тем не менее, Турция продолжала реформы, направленные на интеграцию в ЕС, а в 2009 году даже инициировала процесс урегулирования конфликта с террористической Рабочей партией Курдистана.

Однако в последующие годы «кольцо террора» вокруг Турции стало все больше сжиматься, мало того, ряд государства Европы активно поддерживали эти процессы, ну, а попытка государственного переворота, осуществленная 15 июля 2016 года, вынудила Анкару сосредоточиться на предотвращении внутренних угроз и отодвинуть на второй план Копенгагенские критерии.

Все это происходило на фоне усилившихся ксенофобских настроений в Европе и оттягивания под надуманными предлогами решение вопроса о членстве Турции в Евросоюзе.

Военное сотрудничество и перспективы членства

Польский премьер-министр Дональд Туск, выразив поддержку полноправному членству Анкары в Евросоюзе, отметил, что в рамках НАТО его страна имеет с Турцией много общего. Это действительно так, поскольку Польша граничит с Россией на восточном фланге НАТО, а Турция — на южном. Напомним также, что Анкара и Варшава играют важную роль в стратегической обороне Североатлантического альянса, поскольку Турция имеет вторую по численности армию в НАТО, а Польша – третью. Помимо этого, в Турции размещена система раннего оповещения о ракетных ударах альянса, тогда как сами ракеты базируются в Польше.

Анкара и Варшава играют важную роль в стратегической обороне Североатлантического альянса, поскольку Турция имеет вторую по численности армию в НАТО, а Польша – третью

Визиту Туска в Анкару предшествовал призыв председателя Европейского Совета Урсулы ван дер Ляйен к расширению военного сотрудничества ЕС с Турцией.

Европейские лидеры начинают постепенно понимать стратегическое значение турецкой армии, учитывая ее опыт борьбы с угрозами со стороны России и противодействия вооруженным формированиям РПК. Участие турецких военных в операциях НАТО на трех континентах делает их важным звеном в оборонной стратегии Европы.

В ходе переговоров с премьер-министром Польши президент Эрдоган дал ясно понять, что без полноправного членства Турции в ЕС объединенная Европа не сможет ни избежать потери влияния, ни укрепить свои позиции в противостоянии возможной агрессии с востока.

Учитывая негативный опыт соглашения 2016 года по беженцам, официальная Анкара считает, что была обманута Брюсселем, и теперь не хочет рисковать отношениями с Россией и довериться ЕС без соответствующих гарантий. Сегодня Турция намерена максимально использовать свои геополитические рычаги для сближения с Евросоюзом.

«Европа требует военной помощи, но что Турция получит взамен?» – прямо спрашивают в политических кругах Анкары.

Не пропустите дальнейшие события, следите за актуальными новостями на Icma.az.
Читать полностью