По данным сайта Caliber.az, передает Icma.az.
На фоне тесных контактов Еревана с Европейским союзом Москва еще более активизировала дипломатическую атаку на Армению.
Так, вслед за недавними достаточно колкими высказываниями директора департамента европейских проблем МИД РФ Владислава Масленникова, которые он озвучил на минувшей неделе в интервью ТАСС, месседжи аналогичного содержания, правда, в чуть мягкой формулировке, последовали в адрес Еревана и от главы российского внешнеполитического ведомства Сергея Лаврова. И в них хотелось бы выделить два важных аспекта.
Во-первых, министр выразил надежду на то, что диверсификация внешней политики Армении не предполагает переориентации на стандарты антироссийских блоков: «Исходим из того, что линия армянского руководства на диверсификацию внешних связей не подразумевает сворачивания сотрудничества с традиционными союзниками, переориентацию на стандарты объединений и блоков, желающих нанести нашей стране «стратегическое поражение».
При этом он не преминул подчеркнуть, что за благими намерениями Брюсселя стоит холодный расчет, и Запад задается целью навредить Москве посредством стран Южно-Кавказского региона.
В принципе, подобного рода утверждения российские дипломаты традиционно высказывают с того самого момента, как Армения начала демонстративно отдаляться от России: республика практически заморозила свое участие в ОДКБ, приняла закон об интеграции в ЕС, чем бросила открытый вызов Москве, что, разумеется, вызвало негативную реакцию Кремля. Однако, проигнорировав данный факт, Ереван продолжил курс на сближение с ЕС, в том числе и в оборонной сфере, чему наглядным примером служит активная милитаризация страны французским оружием, старт которой был дан после сокрушительного поражения Армении во Второй Карабахской войне.
Помимо этого, Ереван активно пользуется и финансовыми благами Европы. Так, 30 января 2026 года Евросоюз одобрил оказание Армении финансовой помощи в размере 20 млн евро по линии Европейского фонда мира, которая будет основываться и дополнять действующую меру помощи, начатую в 2024 году. В свою очередь, в декабре 2025 года Ереван и Брюссель подписали новую повестку, поднимающую двусторонние отношения на уровень стратегического партнерства, что фактически усиливает позиции ЕС как ключевого партнера республики.
Однако, несмотря на все эти факты, явно подтверждающие непреходящий интерес армянской стороны к интеграции в Евросоюз, Москва продолжает предпринимать попытки удержать страну в своей орбите. Посредством вербального давления российская сторона дает понять, что не намерена с легким сердцем отпустить Армению в «свободное плавание» и будет всячески препятствовать ее сближению с западными странами. И в данном контексте РФ периодически сигнализирует официальному Еревану о том, что российско-армянские связи основываются на солидной договорно-правовой базе, закрепляющей их союзнический статус, что озвучил и Лавров, напомнив армянской стороне о выгоде членства в ЕАЭС.
«Членство в ЕАЭС приносит республике реальные, осязаемые выгоды. Одно из главных преимуществ Союза — решение вопросов с опорой на неподверженный политической конъюнктуре принцип взаимного уважения и учета интересов стран-членов», — сказал глава российской дипломатии.
И здесь отнюдь не лишним будет упомянуть, что экономический козырь в виде членства Армении в ЕАЭС, которое, если быть откровенными, действительно является ахиллесовой пятой Еревана, Кремль разыгрывает постоянно. Российские дипломаты разного ранга непрестанно напоминают армянской стороне о той максимальной выгоде, которую страна имеет от членства в ЕАЭС и которая, по их мнению, значительно выше, чем дивиденды, получаемые армянскими властями от взаимодействия с Европейским союзом.
Отнюдь не случайно Сергей Лавров акцентировал внимание на роли России как ключевого и надежного торгово-инвестиционного партнера: «На нашу страну приходится около 35% ее внешней торговли. Российский бизнес — один из важных элементов социально-экономического благополучия страны (Армении — прим. авт.) ».
Второй аспект, на котором остановился российский министр, связан с участием Еревана в ОДКБ. Как известно, Армения отказывается от полноценного присутствия в деятельности данной структуры, что проявляется в неучастии представителей страны на мероприятиях блока и невыплате членских взносов. Тем не менее, невзирая на столь фривольное поведение Еревана, Москва принципиально не рассматривает существование Армении за скобками ОДКБ.
Это подтверждают и высказывания Лаврова, который подчеркнул, что Армения остается членом ОДКБ со всеми правами и обязанностями. По его словам, в Москве выступают за то, чтобы Ереван участвовал в полной мере в работе организации, поскольку она является неотъемлемым элементом безопасности страны. При этом он напрямую подчеркнул, что «российская военная база и наши пограничники выступают как ключевые элементы безопасности Армении и всего Южного Кавказа».
Таким образом, «свежие» заявления российского министра говорят о том, что Москва и впредь продолжит давление на Ереван в расчете вернуть свои утраченные позиции в Армении. Однако с учетом высказывания премьер-министра Никола Пашиняна о том, что «Армения в любом случае будет соответствовать европейским стандартам, будет иметь развитое и современное государство», сделанного им на конференции «Армения и мир на перекрестке рисков и возможностей» с участием послов США и ЕС, вероятность того, что Ереван сделает выбор в пользу Москвы, крайне призрачна — вопреки надеждам Кремля.