Icma.az передает, что по данным сайта Media az.
Согласно постановлению Пленума Верховного суда Азербайджана «О защите личных прав» от 24 декабря 2025 года, средства массовой информации теперь несут ответственность за нарушения личных прав, имевшие место во время прямых трансляций.
Об этом сообщили в Верховном суде.
Документ заменяет прежнее постановление Пленума от 14 мая 1999 года «О практике применения судами законодательства о защите чести и достоинства», которое ранее широко применялось при урегулировании судебных споров.
Новое постановление уточняет понятия «честь», «достоинство» и «деловая репутация», разграничивая их и выделяя право на личную неприкосновенность. В частности, оно определяет:
Достоинство – моральная ценность, присущая человеку с рождения.
Честь – ценность, формирующаяся в обществе благодаря моральным и этическим качествам человека.
Деловая репутация – мнение общества о физическом или юридическом лице в связи с его профессиональной деятельностью.
Круг субъектов деловой репутации расширен и теперь включает, помимо юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, публичных лиц, адвокатов, нотариусов, аудиторов, оценщиков, а также граждан, занимающихся научной, преподавательской и иной профессиональной деятельностью.
Отмечается, что распространение ложных сведений, порочащих честь и деловую репутацию, может происходить через информацию, высказывания или действия. При этом информация, порочащая деловую репутацию, должна быть направлена на формирование негативного мнения у третьих лиц о деятельности лица. В отличие от чести и деловой репутации, унижение достоинства возможно и без распространения информации, например при общении наедине, что также может быть основанием для гражданского иска.
Распространение информации, обвиняющей лицо без вступившего в силу приговора, считается посягательством на его права, так как это нарушает презумпцию невиновности. Право требовать защиты и компенсации морального вреда возникает с момента нарушения, и последующее судебное решение не препятствует его реализации.
В постановлении впервые проведено различие между публичными и другими физическими лицами. Публичные лица должны проявлять большую терпимость к критическим и порой резким мнениям о своей деятельности, однако суд также разъяснил моменты, которые следует учитывать при рассмотрении споров с их участием.
Ответственность СМИ теперь различается в зависимости от формы распространения информации. При распространении через аудиовидеозапись медиаструктуры несут полную ответственность. В случае прямого эфира ответственность исключается только для незапланированных и непрогнозируемых выступлений, вышедших в эфир один раз. Если прямые трансляции носят серийный характер, СМИ несут ответственность. При этом они могут избежать ответственности, только если заранее предупредят участников эфира о возможных последствиях их высказываний.
Лицо, чья честь, достоинство или деловая репутация нарушены, может обратиться в суд для:
– фиксации нарушения;
– предотвращения распространения информации;
– устранения нарушения (опровержение информации, внесение исправлений, предоставление ответа, публикация извинений или судебного решения).
Что касается извинений, постановление уточняет, что физическое лицо не может быть принуждено к их принесению против своей воли – это считается нарушением достоинства и может стать основанием для иска. Принуждение к извинениям учитывается с точки зрения места, обстоятельств и эмоционального состояния человека. Распространение извинений третьими лицами или СМИ также считается противоправным.
Исключительные случаи, когда СМИ могут быть обязаны принести извинения, предусмотрены законами «О медиа» и «О возмещении ущерба, причиненного физическим лицам в результате незаконных действий органов дознания, следствия, прокуратуры и суда». В этих случаях извинения должны публиковаться от имени редакции СМИ, через которую была распространена информация, а не от имени субъекта.