Военный контингент Франции высадился в Армении Дислокация в 40 минутах от российской 102 й базы

30.01.2026

Согласно сайту Caliber.az, передает Icma.az.

Несмотря на то что после августа 2025 года Азербайджан и Армения фактически вышли на финишную прямую в вопросе окончательного урегулирования конфликта, военно-политическое руководство Париж продолжает последовательно и сознательно работать против наступления мира на Южном Кавказе, поскольку это разрушает один из ключевых инструментов внешней политики Франции в регионе — управляемую нестабильность. Пятая Республика строила иллюзии по расширению своей зоны влияния на Южном Кавказе, делая ставку на Армению как на военный и политический форпост, и именно поэтому системно вооружала Ереван, параллельно зондируя почву даже для размещения французского военного контингента. И это ей частично удалось.

При Макроне линия на милитаризацию Армении усилилась и была институционализирована: последовательно выстраивалась архитектура армяно-французского военного сотрудничества — от программ обучения и переподготовки офицеров до соглашений о поставках вооружений. Франция выразила готовность поставить Армении ракеты разного радиуса действия, предназначенные для средств ПВО, речь шла о ракетах малой и средней дальности «Мистраль», которые будут переданы армянской стороне, если та будет нуждаться в них. Кроме того, была достигнута договоренность о переподготовке армянских офицеров во Франции.

При этом тесное переплетение французского политического истеблишмента с армянскими лоббистскими структурами давно приобрело характер прямого политического соучастия: значительная часть французских политиков и парламентариев годами работает в плотной связке с армянскими организациями во Франции, а фактическим куратором этого направления выступает сопредседатель Координационного совета армянских организаций Франции Мурад Папазян, связанный с дашнакской идеологией, то есть с той самой радикальной традицией, которая исторически отвергала любые компромиссы и подпитывала конфронтацию. Показательным в этом смысле стал ежегодный ужин CCAF, прошедший 28 января в Париже и собравший более 400 гостей, среди которых — председатель Сената Жерар Ларше, министры, мэр Парижа Анн Идальго, бывший президент Франсуа Олланд, экс-премьеры Бернар Казнёв и Эдуар Филипп, что наглядно демонстрирует: речь идёт не о маргинальном лобби, а о встроенном элементе французской власти. Однако ключевым моментом вечера стало выступление действующего премьер-министра Франции Себастьяна Лекорню, которое окончательно сняло все маски и подтвердило, что Париж сознательно «мутит воду», на словах приветствуя мирный процесс, а на деле подрывая его поставками оружия Армении и развёртыванием военной инфраструктуры. 

«Вы уже услышали много выступлений, и я не хочу быть слишком многословным. Суверенитет дружественной страны не подлежит торгу. Уважение границ дружественной страны не подлежит торгу. И что, в конечном счёте, можно иметь любые мирные намерения, но в определённый момент существует реальность: в системе обороны необходимо быть способным к сдерживанию, а значит — обладать средствами, соответствующими своим амбициям. Ни один министр обороны Французской Республики ранее не посещал Армению — и по понятным причинам. И действительно, переход к этапу продажи оружия Армении — сначала, как говорилось, оборонительного, затем индивидуального, потом коллективного (об этом говорили меньше), а затем и наступательного, вплоть до самых сложных систем, разработанных нашей промышленностью, — стал, безусловно, абсолютно решающим поворотным моментом. Но на этом дело не заканчивается. Продажа оружия или его предоставление не имели бы абсолютно никакого смысла, если бы мы не были способны создать стратегическую близость между армиями и, прежде всего, обучить армянских военных освоению и использованию этой техники. И я расскажу один эпизод — я действительно не хочу быть слишком долгим, — но он говорит обо всём, что мы собой представляем: о наших сомнениях, но также и о нашей силе, когда мы принимаем решение быть едиными. Нужно понимать, что в тот момент Армения ещё являлась членом ОДКБ, и что мы разместили почти сорок французских военнослужащих всего в сорока минутах от базы Российской Федерации. Эти французские военнослужащие на протяжении нескольких недель обучали армянских солдат. Это прошло относительно незаметно, но нужно осознавать реакцию внутри НАТО. И когда в Брюсселе состоялась министерская встреча НАТО, итальянцы и американцы сказали нам: «Но всё-таки, вы что, не отдаёте себе отчёт? Вы, страна НАТО, размещаете французских солдат на земле государства, которое всё ещё является членом ОДКБ?» Мы ответили: «Да». Тогда они посмотрели на нас и спросили: «Но почему?» Ну потому что мы — Франция!», — рассказал в частности, Лекорню.

Как видим, в своей речи Лекорню с плохо скрываемым самодовольством фактически признал, что Франция прошла путь от поставок Армении «оборонительных» систем к передаче наступательных вооружений, включая самые сложные образцы французской военной промышленности, а затем — к созданию «стратегической близости» между армиями, то есть к обучению армянских военных и фактическому военному присутствию. Более того, он открыто рассказал о размещении около сорока французских военнослужащих в Армении, всего в сорока минутах от российской военной базы, подчеркнув, что это вызвало раздражение и недоумение внутри НАТО, но Франция, по его словам, ответила просто: «потому что мы — Франция». Эта фраза, произнесённая как аргумент, на деле стала признанием политического высокомерия и готовности игнорировать как союзнические обязательства, так и региональные риски ради демонстрации мнимого величия.

На фоне признания Лекорню все заявления Парижа о поддержке мирного процесса между Азербайджаном и Арменией выглядят лицемерными и откровенно циничными. Франция многие годы лелеела надежду на расширение своей зоны влияния на Южном Кавказе, в экспертных сообществах двух стран обсуждалась вероятность создания французской военной базы на территории Армении. Есть тут вопросы и к Еревану, поскольку в статье VII парафированного в Вашингтоне текста мирного соглашения прямо зафиксировано обязательство сторон не размещать вооружённые силы третьих стран вдоль общей границы, которое де-факто подрывается. Наверняка, возникнут вопросы и у России, всё ещё формально союзника Армении, учитывая, что французские военные находятся в непосредственной близости от 102-й российской базы. Но это уже аспекты армяно-российских отношений, обсуждение которых не является целью данной публикации. 

Ирония ситуации в том, что Лекорню, хвастаясь перед коллегами по НАТО своей дерзостью, фактически иллюстрирует тот самый упадок европейской политической культуры, о котором говорил президент США Дональд Трамп, — упадок, замешанный на самодовольстве, двойных стандартах и утрате чувства ответственности. Франция при Макроне любит изображать из себя «великую державу», но на практике всё чаще выступает не стабилизатором, а катализатором кризисов, превращаясь в один из локомотивов того самого европейского упадка, который она предпочитает не замечать, глядя на мир сквозь призму собственных иллюзий о былом величии.

Не пропустите дальнейшие события, следите за актуальными новостями на Icma.az.
Читать полностью