Icma.az сообщает, основываясь на информации сайта Caliber.az.
Президент Украины Владимир Зеленский выразил сожаление, что в 2020 году в Беларуси не произошёл госпереворот, и заявил, что в следующий раз Запад должен помочь «восставшим». О какой поддержке идёт речь? Украинский президент назвал Беларусь «угрозой для Европы» и в тот же день впервые провёл двустороннюю встречу с «демократической лидеркой» Светланой Тихановской.
Слова вражды
25 января в Вильнюсе, в кафедральном соборе Святых Станислава и Владислава, Владимир Зеленский выступил с резкими нападками на Беларусь и её президента Александра Лукашенко: «Пока что белому шпицу Лукашенко оставлено больше прав, чем народу Беларуси, к сожалению. Был шанс в 2020 году это изменить, и я уверен, будет ещё шанс. Но тогда той поддержки было недостаточно. А теперь мы все чувствуем, насколько сложнее, насколько дороже, насколько опаснее стало для всех из-за зависимости Беларуси от Москвы…»
Далее Зеленский обвинил Минск в том, что белорусская территория якобы используется для управления БПЛА ВС РФ при нанесении ударов по Украине, для «шантажа Европы и мира «Орешниками»», а белорусская промышленность, по его словам, работает на войну. Кроме того, торговые связи через Беларусь, как утверждал украинский президент, «помогают Путину покупать компоненты, которые нужны, чтобы выстраивать угрозу против всех нас в Европе».
Это было одно из самых жёстких и недружественных заявлений Зеленского в адрес Беларуси за всё время. Воинственная риторика и обвинения в адрес Минска звучали из Киева и ранее, однако в данном выступлении вполне откровенно прозвучало сожаление о том, что в ходе массовых беспорядков во время президентских выборов в августе 2020 года Александра Лукашенко не удалось отстранить от власти. При этом было прямо заявлено: чтобы в следующий раз это удалось, Запад должен оказать значительно более серьёзную помощь.
Какую именно помощь имел в виду украинский президент?
Формально речь Зеленского в Вильнюсе была посвящена годовщине восстания 1863 года в Польше, Литве и Беларуси. Однако, по версии украинского лидера, тогдашние повстанцы проиграли из-за отсутствия поддержки со стороны Европы. В выступлении прозвучали недвусмысленные исторические параллели: «Восстание белорусов должно было победить в 2020 году — чтобы сегодня оттуда не было угрозы. Европа и мир должны были поддержать восставший народ — и история была бы более безопасной».
Между тем организаторы беспорядков в Беларуси в 2020 году получали из-за рубежа всё, что предусмотрено классическим сценарием «цветных переворотов»: масштабное финансирование, политехнологов, информационную и политическую поддержку и многое другое. Какой же помощи, по мнению Зеленского, им тогда не хватило? Фактически — только военного вмешательства Запада, как и в случае с восстанием 1863 года. Следовательно, и сегодня для Беларуси предлагается схожая логика: новые провокации, за которыми должны последовать ультиматумы, силовое вмешательство либо, как минимум, очередной виток санкций и ужесточение давления со стороны Запада.
Искажение исторической правды
В тот же день Владимир Зеленский, президент Литвы Гитанас Науседа, президент Польши Кароль Навроцкий и Светлана Тихановская посетили кладбище Росы, где похоронен Кастусь Калиновский и другие участники восстания 1863 года. В советской Беларуси Калиновского почитали как героя национально-освободительной борьбы против царской империи. Сегодня же, на фоне активного культивирования его образа белорусскими националистами, в адрес лидера повстанцев в самой Беларуси всё чаще звучат и критические оценки.
Однако само присутствие Зеленского на мероприятиях, посвящённых восстанию 1863 года, с исторической точки зрения выглядит более чем сомнительно. Дело в том, что на территории Украины организованного повстанческого движения тогда практически не существовало. А отдельные польские шляхтичи, пытавшиеся взяться за оружие, нередко были нейтрализованы самими украинскими крестьянами, враждебно настроенными к польским панам, угнетавшим их не только экономически, но и в национальном и религиозном отношении.
Тем не менее, вопреки этим фактам, президент Украины в своей речи в католическом соборе заявил, что восстание 1863 года подтвердило «наше предназначение быть вместе».
Сама конфигурация участников церемоний — главы Польши, Литвы и Украины, а также белорусская «демократическая лидерка» — вполне прозрачно намекает на идеи возможного возрождения Речи Посполитой. Примечательно, что во время церемонии на кладбище раздалось громкое скандирование «Кароль Навроцкий». Вероятно, таким образом польского президента-националиста приветствовала группа местных поляков, которые нередко жалуются на дискриминацию со стороны литовских властей.
О том же, какое будущее может ожидать белорусов в гипотетической «Речи Посполитой – 2.0», свидетельствуют почти тотальная ассимиляция белорусского меньшинства на территории Польши и регулярные марши польских ультраправых в Гайновке на Подляшье — в честь националистических боевиков, вырезавших белорусское население Гайновки и ещё четырёх деревень в 1946 году.
Ромуальд Райс, руководивший этими актами геноцида, был реабилитирован польским судом в 1995 году.
Если же добавить к этому притязания части радикальных белорусских националистов на Вильнюс как «исконно белорусский город», то политико-исторический винегрет получается и вовсе крепкого замеса. Не случайно, что именно внутренние противоречия неоднократно приводили Речь Посполитую к краху в прошлом. Возникает закономерный вопрос: стоит ли повторять этот путь снова?
Любезные переговоры
На кладбище Росы Владимир Зеленский пообщался и со Светланой Тихановской. Позже состоялась уже официальная встреча Тихановской с президентом Украины. Оппозиционные ресурсы с заметным пафосом назвали её «первой двусторонней встречей». При этом на переговорах присутствовал советник «лидерки» по международным вопросам Денис Кучинский. По всей видимости, «международный советник» подстраховывал бывшую домохозяйку, чтобы та, выражаясь просторечно, «чего не ляпнула».
Впрочем, встреча прошла без эксцессов. «Демократическая лидерка» рассыпалась в благодарностях за «историческую речь» Зеленского и напомнила, что белорусские эмигранты воюют в составе ВСУ. Так называемый «полк Калиновского» признан в Беларуси экстремистским формированием, однако Тихановская не упомянула его вслух вовсе не по этой причине, а, скорее, из нежелания дополнительно пиарить конкурентов, с которыми у офиса Тихановской сложились далеко не тёплые отношения.
Отдельно Тихановская поблагодарила Зеленского за освобождение «политзаключённых», хотя совсем недавно спецпосланник Дональда Трампа по Беларуси Джон Коул в очередной раз подчеркнул: основная работа по этому вопросу велась правительствами США и Беларуси. Кроме того, «лидерка» попросила назначить специального посланника президента Украины по Беларуси — по аналогии с практикой, применяемой администрацией Трампа.
Обсуждались и санкции в отношении Беларуси, за дальнейшее ужесточение которых последовательно выступает офис Тихановской, призывающий к «привлечению к ответственности» Александра Лукашенко и его окружения. В завершение встречи Зеленский пригласил Тихановскую с визитом в Киев.
Как сообщил Кучинский, вся встреча велась на белорусском и украинском языках, причём Зеленский, по его словам, «толерантно» разрешил «демократической лидерке» использовать и украинские слова.
Последний посол Украины в Беларуси Игорь Кизим, отозванный из Минска в 2023 году, назвал произошедшее «долгожданным событием», которое, по его мнению, открывает окно возможностей для белорусской оппозиции: «Этой встречей украинская власть показала своё отношение к белорусскому кейсу».
На страже независимости
«Настоящую независимость и настоящую защиту жизни белорусы ещё должны завоевать», — заявил украинский президент. Возникает закономерный вопрос: в чьих интересах белорусов предлагают втянуть в кровавый хаос войны и междоусобиц?
Что означает вся эта агрессивная риторика украинской стороны в отношении Беларуси — особенно на фоне разговоров о возможном завершении боевых действий в Украине? Можно предположить, что на фоне переговоров о мире и сигналов о постепенном смягчении санкционного режима в отношении Беларуси, что поддерживается администрацией Дональда Трампа, определённые воинственные круги готовят новые шаги по срыву этого процесса. И «белорусский кейс» — один из таких инструментов.
Для «ястребов» продолжение и наращивание эскалации остаётся удобным способом сохранить и политическое влияние, и бесконечные финансовые потоки.
При этом, обвиняя Беларусь, в Киеве предпочитают не вспоминать, что именно украинская сторона первой встала на путь конфронтации и эскалации ещё в 2020 году — открыто поддержав попытку государственного переворота в Минске, а затем введя антибелорусские санкции.
В этих условиях Беларусь не может позволить себе сидеть сложа руки. В середине января 2026 года в стране была начата масштабная комплексная проверка Вооружённых сил и Внутренних войск МВД. Подразделения ВС РБ внезапно поднимаются по тревоге, на места оперативно прибывают инспектирующие группы, отрабатываются вопросы боевого слаживания и противодействия угрозам с использованием БПЛА. В проверке лично участвует Верховный главнокомандующий. Так, 19-я гвардейская отдельная механизированная бригада в Витебской области была поднята по тревоге по приказу, непосредственно поступившему от Александра Лукашенко.
К сожалению, все призывы к скорейшему миру в Украине и к выстраиванию добрососедских отношений со всеми соседями, с которыми последовательно выступает Беларусь и её президент, в Киеве, Варшаве и Вильнюсе предпочитают не слышать.