10 лет без лишних проверок Бизнесу в Азербайджане продлили режим лайт контроля
Icma.az, ссылаясь на Caliber.az, передает 10 лет без лишних проверок Бизнесу в Азербайджане продлили режим лайт контроля.
В последние годы в Азербайджане формируется режим благоприятствования бизнесу, важнейшим компонентом которого являются современные антикоррупционные механизмы. В частности, обеспечена полная цифровизация налоговых и таможенных инструментов, оцифрован процесс госзакупок и регистрации трудовых договоров, за счет цифровых решений сведены к минимуму контакты с бюрократией при регистрации бизнеса и т. д.
Ключевым моментом по защите бизнеса стал принятый в октябре 2015 года закон «О приостановлении проверок в сфере предпринимательства». В минувший понедельник президент Азербайджана Ильхам Алиев утвердил закон, согласно которому проведение большей части проверок в сфере предпринимательства приостановлено еще на год.
Весьма разнообразный мировой опыт по защите предпринимателей от контрпродуктивного вмешательства контролирующих госструктур, недобросовестной конкуренции включает множество опций и решений. В частности, это касается законодательной базы и административных механизмов по защите бизнеса от воздействия госструктур (например, естественных монополий) в рыночные процессы ценообразования или лоббирования интересов крупных корпораций и иных игроков на получение государственных подрядов или победу «приоритетных» участников рынка в тендерных процедурах. В частности, в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, а также Пакистане, Грузии весьма активна практика формирования бизнес-омбудсменов, уполномоченных защищать права предпринимателей, в том числе и зарубежных инвесторов. В свою очередь, в перечисленных и ряде других стран действуют налоговые омбудсмены и омбудсмены в сфере госзакупок, каждый из которых решает узкие задачи в рамках своих направлений, также в обязанности подобных органов вменены медиаторские функции, обеспечение альтернативного разрешения споров и т. д.

В Азербайджане, где в последние годы также были приняты соответствующие антикоррупционные стандарты и механизмы, отвечающие как международным требованиям, так и национальным целям, формируется эффективная система защиты предпринимателей от бюрократических проволочек и иных злоупотреблений. Одной из важнейших особенностей отечественной антикоррупционной системы обозначена минимизация контактов предпринимателей с госструктурами, начиная от стадии регистрации бизнеса до уплаты налогов и таможенных сборов, внедрения систем цифрового контроля над работой контрольно-кассовых аппаратов и т. д. В этом плане уместно упомянуть масштабные начинания в области перевода всей системы госуслуг в электронный формат в рамках Госпрограммы «Электронный Азербайджан», способствовавшей созданию разветвленного электронного портала e-Government. Важнейшим ресурсом всесторонней поддержки предпринимательства стала деятельность различных структур Агентства по развитию малого и среднего бизнеса (KOBİA), в том числе около четырех десятков подразделений KOB Dostu. Не меньший антикоррупционный эффект оказало создание введенной в строй с декабря 2012 года системы Центров ASAN xidmət, благодаря чему как рядовые граждане, так и предприниматели получили онлайн и офлайн доступ к нескольким сотням государственных услуг десятков госорганов в транспарентном режиме посредством механизма «одного окна». Практика минувших полутора десятков лет свидетельствует, что максимальная цифровизация предоставления справок, оформления документов, а также электронный документооборот с фискальными органами в значительной мере упростили связи бизнеса с госорганами, преодолев доминирующий в прошлом коррупционный негатив.

Здесь уместно напомнить, что десять лет назад в Азербайджане по инициативе президента Ильхама Алиева был принят закон «О приостановлении проверок, проводимых в сфере предпринимательства»: состоящий из 10 глав и 38 статей документ направлен на устранение неуместных проверок и вмешательств в деятельность предпринимателей и стал весьма эффективным шагом для поддержки деловой активности бизнеса в рамках стратегии государственно-частного партнерства. Немаловажно, что это решение было принято в 2015 году, на который пришелся пик обвала мирового энергетического рынка, приведшего к девальвации маната и финансовому кризису. В тот сложный период закон о моратории на проверки бизнеса стал предельно простым, не затратным, но в то же время эффективным методом поддержки деловых кругов страны.

В том числе, перечень и порядок проведения проверок определялся соответствующим органом исполнительной власти – Минэкономики, и все контрольные меры проводятся с согласия этого ведомства и фиксируются в едином информационном реестре. Минэкономики обеспечивает оперативное расследование поступающих на «горячую линию» обращений и претензий предпринимателей, и в случае выявления нарушений соответствующая информация направляется в Генпрокуратуру.
В последние годы функция непосредственного мониторинга бизнес-деятельности возложена на Государственную налоговую службу (ГНС), также осуществляется таможенный аудит. В свою очередь, согласно статье 2.1 закона, был утвержден ограниченный список проверок в объектах предпринимательства, разрешенных только по фактам, создающим серьезную угрозу жизни и здоровью людей, безопасности государства и экономическим интересам страны. В свою очередь, его действие не распространяется на проверки, проводимые Генеральной прокуратурой в рамках расследования коррупционных преступлений. Допускался контроль субъектов финансового рынка, в том числе в рамках закона «О противодействии легализации имущества, приобретенного преступным путем, и финансированию терроризма», а также в действии государственного надзора над строительством, деятельностью частных медучреждений и в области безопасности лекарственных средств и пищевых продуктов. Еще одним исключением осталась проверка хозяйствующих субъектов на предмет вмешательства в работу электро-, водо-, тепло- и газовых счетчиков и их незаконного подключения к коммунальным линиям. Однако, даже с приведенными выше оговорками, мораторий на проверки бизнеса оказал существенный позитивный эффект, избавив отечественных предпринимателей от чрезмерной и зачастую вредной «опеки» госструктур, сузив возможности для вымогательства и иного давления.

Важнейшим шагом по защите интересов бизнеса стало повышение штрафов за нарушение законодательства о регулировании проверок в сфере предпринимательства и защите интересов предпринимателей. Согласно принятым два с лишним года назад поправкам в Кодекс об административных правонарушениях, за проведение проверок в сфере предпринимательства без регистрации в едином информационном реестре должностные лица будут штрафоваться на сумму от 2000 до 3000 манатов. Законодательные реформы в области поддержки предпринимательства продолжились и впоследствии: так, в июне 2023 года также были приняты изменения в закон «О регулировании проверок, проводимых в сфере предпринимательства, и защите интересов предпринимателей», внесшие последовательность и прозрачность в управление бизнес-рисками.
В начале февраля на пленарном заседании весенней сессии Милли Меджлиса было отмечено, что достигнутые за последние десять лет успехи в процессе реализации моратория на проверки однозначно свидетельствуют об эффективности этой инициативы. А накануне президент Ильхам Алиев утвердил внесение изменений в закон «О приостановлении проверок в сфере предпринимательства», продлив его действие еще на год – до 1 января 2026 года.

