Баку Ашгабад: В диалоге залог успеха
Icma.az, ссылаясь на сайт Бакинский рабочий, передает.
Азербайджан и Туркменистан выходит на новый уровень сотрудничества
Институциональное укрепление всесторонних связей Азербайджана со всеми странами тюркского мира является принципиальной задачей официального Баку, стержнем же интеграционного вектора остаются энергетические и транспортно-логистические проекты, в том числе охватывающие азербайджано-туркменское экономическое сотрудничество.
Довольно высокая динамика стратегического партнерства между Баку и Ашгабадом опирается на документально заявленный уровень взаимопонимания и доверия между высшим политическим руководством родственных стран с огузскими родоплеменными корнями, о чем свидетельствует визит национального лидера туркменского народа, председателя Халк Маслахаты Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова. Символическим, прежде всего, стало первое за пять лет посещение освобожденного от оккупации, возрождаемого полным ходом Карабаха, а его прямой рейс в Физулинский международный аэропорт и вовсе положил конец несущественным разногласиям.
О том же заявил Президент Ильхам Алиев в ходе встречи с высоким гостем: «Наши народы объединяют глубокие традиции братства. В период государственной независимости эти связи еще больше укрепились, и мы успешно сотрудничаем во многих сферах. У нас много достижений в политической, экономической, гуманитарной и прочих отраслях, в том числе в области транспорта и энергетики, и, конечно же, мы сегодня проведем обмен мнениями о будущем сотрудничестве».
Иными словами, глава государства рекомендовал не ограничиваться двусторонними партнерскими отношениями, а применять комплексный подход к развитию и усилению тюркского мира, как минимум потому, что в регионе Центральной Азии есть еще Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан и даже Таджикистан с перспективным Афганистаном, от которого до Пакистана рукой подать. А это значит, что год от года расширяющиеся связи нашей страны с «сердцем» Евразии развиваются в соответствии с новыми реалиями и выходят на уровень всестороннего стратегического партнерства, а кое-где и союзничества.
Председатель Халк Маслахаты Туркменистана все же предпочел закрепить достигнутые рубежи успешного развития двустороннего торгово-экономического партнерства, при росте его качественных и количественных показателей, расширение традиционных связей в культуре, науке, образовании, стимулируя реализацию новых опять же двусторонних проектов и направлений. В этой связи на встрече с главой государства Гурбангулы Бердымухамедов, обозначив родовую общность и обоюдное понимание необходимости друг другу, ясное видение стратегических перспектив партнерства, готовность задействовать совокупный политический, экономический, ресурсный потенциал на благо обоих народов и государств, сказал: «Благодаря обоюдным усилиям стабильное взаимодействие двух стран отличают целеустремленность, конкретность, устойчивость и хорошая динамика. Я уверен, что этот визит станет важным фактором дальнейшего сближения Туркменистана и Азербайджана, выработки согласованных подходов в контексте реализации долгосрочной стратегии сотрудничества».
Его слова как нельзя точно отражают происходящее: за 33 года дипломатических отношений высшим достижением стало стратегическое партнерство в области энергетики и транспорта, достигнутое 14 декабря 2022 года по итогам трехсторонних переговоров в городе Туркменбаши между Баку, Анкарой и Ашгабадом. Тогда же были подписаны: межправительственное соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве, рамочная программа сотрудничества в области науки, образования и культуры, а также меморандум о возможном таможенном партнерстве. В целом между странами подписано 108 договоров, а президент Туркменистана Сердар Бердымухамедов был в Баку в рамках саммита Контактной группы Движения неприсоединения по борьбе с COVID-19 2 марта 2023 года. По итогам того же года был достигнут рекорд взаимного товарооборота - $800 млн, однако в прошлом году произошло двукратное сокращение взаимных поставок.
Причины спада понятны, тем не менее, ровно месяц назад Баку стал площадкой для обсуждения текущего состояния и новых направлений партнерства, с участием экспертов и правительственных чиновников. Не в обиду будет сказано, но азербайджанская сторона с аргументами на руках доказала, что для реализации амбиций мало заявлений, которые нужно подтверждать делами.
Сегодня именно на Баку возложена миссия укрепления всестороннего партнерства стран Евросоюза и Центральной Азии для расширения не только транспортных (включая углеводороды) и информационно-коммуникационных возможностей, но и поставок возобновляемых источников энергии. Причина проста - Президент Ильхам Алиев предусмотрительно распорядился вложить десятки миллиардов долларов в создание и развитие инфраструктуры на всех указанных направлениях, потому благодаря последовательной политике Страна огней стала одним из важнейших транспортно-логистических узлов Евразии и играет ключевую роль в транспортировке традиционных и новейших, в том числе, экологически чистых товаров через Каспийское море.
Принимая во внимание лидерство официального Баку в мировой климатической повестке, объединении интересов глобального Юга и коллективного Запада, а также унификации ряда международных стандартов (в том числе, в рамках ДН, СВМДА, D-9, ОИС, ОТГ) констатируем, что в новых реалиях Азербайджан является гарантом прочного предсказуемого сотрудничества десятков стран от запада Китая до глубин Евросоюза, и с этим просто нужно считаться.
Примечательно, что 20 июня из китайского города Цзиньхуа (провинция Чжэцзян) через Ашгабад и Туркменбаши в порт Алят отправился первый грузовой поезд, что ознаменовало официальное открытие нового Транскаспийского международного транспортного коридора. Поскольку число таких составов с сотней стандартных контейнеров ежедневно растет, этот жест можно считать сигналом из Поднебесной о готовности расширять пропускную способность востребованного мультимодального маршрута. Более того, запуск упомянутой линии снизит нагрузку на маршрут Актау-Баку и ускорит доставку китайских товаров на рынки Центральной Азии, а также Центральной и Восточной Европы. Впрочем, за последние два года объем двусторонних контейнерных перевозок по маршруту Баку-Туркменбаши также увеличился втрое, достигнув 2362 единиц стандартных контейнеров вместимостью 20 тонн.
Есть еще один важный момент, связанный с расширением сотрудничества между Азербайджаном, Туркменистаном и Турцией в вопросе разработки месторождения «Достлуг». Раньше оно было «яблоком раздора», сейчас ввиду наличия у нас новейших технологий нефтедобычи даже из глубоких морских залежей позиция закаспийских соседей меняется, открывая новую страницу в деле укрепления доверия между странами тюркского мира, что сулит как минимум упомянутым государствам более устойчивое развитие и благоденствие. Это крайне важно с учетом меняющейся демографии - население тюркского мира неуклонно растет, и совместная добыча углеводородов с выходом на мировые рынки поможет решить часть социально-экономических проблем. И решить этот вопрос непосредственно можно за счет находящихся в недрах Каспия нефти и газа, который надо добыть и продать на мировых рынках, пока не угас спрос на углеводородные ресурсы, отодвигаемые на дальний план «зеленой» энергетикой.
Кстати, соглашение о совместном освоении нефтяного месторождения «Достлуг» было подписано в январе 2021 года, что придало дополнительный импульс открытию новых возможностей в энергетической сфере после урегулирования вопросов правового статуса Каспия. Именно этот документ является символом не только экономического, но и политического доверия между Баку и Ашгабадом.
Туркменистан обладает крупнейшими в мире запасами природного газа, и «голубое топливо» является одним из главных богатств этой страны - его подтвержденные запасы позволят, по мнению экспертов, эксплуатировать кладовую природы более 300 лет при том, что ежегодная добыча природного газа там достигает 63,2 млрд кубометров.
И тут возникает маленькое «но», исходя из того, что руководство закаспийской страны находится в активном поиске оптимального маршрута доставки востребованного товара на мировые рынки. На первый взгляд, официальный Ашгабад может посредством дружественных ему России и Ирана поставлять природный газ в направлении Турции или стран Европы. Однако эти страны сами обладают крупнейшими запасами подземного сырья, и вряд ли хотят видеть конкурентную продукцию на мировых рынках. Во-вторых, этой стране закрыт путь и на азиатском направлении, хотя если расчертить карту по линейке, вот он - знаменитый проект ТАПИ (трубопровод оттуда в Афганистан, Пакистан и Индию), о котором мировая общественность судачит лет 20. Однако достаточно знать азы геополитики и противоречий между упомянутыми игроками, чтобы понять причины, по которым международные финансовые институты отказываются кредитовать фантастическую затею.
Что касается Китая, куда направляется большая часть туркменского газа, там ситуация вообще запутанная, поскольку Ашгабад почти не получает реальных денег, в том смысле, что основная их часть направлена на погашение когда-то взятого китайского кредита. Остается достигнуть прорыва в решении совместной эксплуатации месторождения «Достлуг», что облегчит морскую логистику и откроет закаспийским соседям маршрут в направлении Южного газового коридора, а отсюда вплоть до Италии. Иными словами, если случится понимание преимуществ, наши огузские братья - туркмены - могут получить доступ к наиболее развитой нефтегазовой инфраструктуре на Каспии.
Здесь необходимо отметить, что энергетическое сотрудничество между Баку и Ашгабадом уже многие годы развивается по нескольким ключевым направлениям, важнейшим из которых является энергетический транзит: за последние годы посредством трубопровода Баку - Тбилиси - Джейхан в общей сложности экспортировано на мировые рынки порядка 35 млн тонн туркменской нефти. В рамках параллельной схемы посредством паромно-железнодорожной перевалки через нашу страну вывозились на мировой рынок туркменские нефтепродукты и топливо, направляемые на нефтяной терминал Black Sea в грузинском порту Кулеви.
Энергетический кластер и сегодня остается ключевым базисом двустороннего сотрудничества, последовательно расширяющегося за счет других компонентов. В частности, перспективным вектором партнерства Баку и Ашгабада видится взаимовыгодное сотрудничество в рамках экспорта «зеленой» электроэнергии через проложенный по дну Черного моря подводный электрический кабель Black Sea Energy длиной 1,2 тыс. км и мощностью 1000 МВт. Подписанное в Бухаресте 17 декабря 2022 года соглашение между Азербайджаном, Грузией, Румынией и Венгрией при гарантии Еврокомиссии предусматривает начало реализации в 2029 году проекта с первоначальным бюджетом в $2,3 млрд. Однако в ближайшей перспективе намечено расширить поставки товара №1 по энергетическому мосту в Евросоюз за счет подключения стран Центральной Азии.
Узбекистан и Казахстан предприняли конкретные шаги на этом направлении, Туркменистан тоже официально заявил о готовности участвовать в проекте, и мы вправе ждать реальных подвижек. Примечательно, что Баку и Ашгабад намерены соединить западный и восточный берега Каспия волоконно-оптическим интернет-кабелем, и сегодня пока на экспертном уровне готовится технико-экономическое обоснование прокладки подводной линии Сиязань - Туркменбаши длиной 300 км и пропускной способностью 2-4 терабит/с. Этот перспективный проект в случае реализации предполагает транспортировку международного интернет-трафика из Европы к нам, затем в Туркменистан, а оттуда - в Афганистан, Пакистан и другие соседние страны.
Сегодня трудно судить, во что выльются инициативы, тем не менее, меморандум о взаимопонимании, подписанный между Милли Меджлисом и Халк Маслахаты, свидетельствует о расширении сотрудничества на уровне законодательных органов. Кроме того, обе страны поддерживают друг друга в международных структурах, являясь их полноправными членами. И это как раз тот многосторонний трек, который определяет динамику современного развития: так, Баку, Анкара, Ташкент и Астана задают тон в укреплении Организации тюркских государств (особенно подчеркнем неформальные саммиты, молодежные, женские и парламентские программы, экономические форумы, которые служат унификации и солидарности этнически родственных народов). А это значит, что новые геополитические реалии, созданные официальным Баку, таковы, что его объединительная межрегиональная политика главенствует, добиваясь феноменальных результатов, в отличие от столиц, привыкших «играть от обороны» и видеть вокруг врагов.
В этой связи хотелось бы добрым словом вспомнить присутствие главы МИД, вице-премьера Туркменистана Рашида Мередова на 17-м саммите ОЭС в городе Ханкенди. А это значит, что совпадение стратегических интересов обеих стран гарантирует их отношениям светлое будущее, так как на фоне региональных и глобальных вызовов неизбежна взаимная поддержка и формирование новых направлений сотрудничества. Эти отношения, основанные на взаимном доверии, стратегическом партнерстве и общих ценностях, внесут значительный вклад в обеспечение стабильности и процветания в регионе.

