19 й пакет санкций удар по нефтяному сердцу России. Minval Politika опросил экспертов и представил прогноз Minval Politika
Icma.az сообщает, ссылаясь на сайт Minval.
Как мы уже ранее сообщали, послы стран Европейского союза одобрили 19-й пакет санкций против России. Параллельно Министерство финансов США анонсировало «значительное усиление давления» на Москву. Одновременно Вашингтон ввёл новые санкции против «Роснефти» и «Лукойла». Глава американского Минфина Скотт Бессент обвинил эти компании в «финансировании военной машины Кремля» и заявил, что ограничения вводятся «из-за отсутствия у России серьёзной приверженности мирному процессу». США призвали Москву «немедленно согласиться на прекращение огня».
Но почему США и ЕС решили активизировать санкционное давление именно сейчас? Смогут ли новые ограничения повлиять на способность России финансировать военные действия? И как санкции отразятся на её союзниках?
Комментируя эти вопросы для Minval Politika, украинский политолог Пётр Олещук заявил, что если говорить о сути происходящего, то 19-й пакет санкций Европейского союза разрабатывался уже давно. В последнее время вопрос синхронизации санкций между ЕС и США был довольно сложным. Однако, несмотря на сопротивление некоторых стран, таких как Венгрия и Словакия, пакет всё же был утверждён».
По словам эксперта, новый пакет имеет значительный масштаб, поскольку связан не только с финансовыми ограничениями, но и с окончательным отказом Европы от российского газа и нефти, а также с запретом импорта нефтепродуктов, произведённых из российской нефти.
«Эти меры уже начали сказываться на работе нефтеперерабатывающих заводов в Индии. Индийские предприятия постепенно сокращают долю российской нефти в переработке, и это прямой результат санкций ЕС», — пояснил Олещук.
Он добавил, что Брюссель также обсуждает новые нормы, направленные против так называемого “теневого флота России”, который используется для обхода ограничений.
«Как показала практика, этот флот представляет угрозу не только в экономическом плане, но и физическую опасность для стран ЕС, поскольку через него могут доставляться беспилотники или комплектующие для них», — подчеркнул политолог.
Что касается американской стороны, по словам Олещука, администрация Дональда Трампа долгое время делала ставку на дипломатию, избегая силового давления на Москву.
«Трамп надеялся убедить Путина прекратить войну в обмен на снятие санкций и экономические преференции. Россия демонстрировала готовность к переговорам, но, как оказалось, просто манипулировала этим процессом», — сказал эксперт.
Он отметил, что после провала переговоров и отказа Москвы прекратить боевые действия «на линии фронта» Вашингтон был вынужден перейти к санкционному давлению.
«Администрация Трампа всё ещё надеется, что Россия вернётся к дипломатии, но пока Кремль к этому не готов», — добавил Олещук.
Отвечая на вопрос о влиянии санкций на способность России финансировать войну, политолог подчеркнул, что ограничения действительно сокращают доходы Кремля, хотя пока не блокируют полностью экспорт нефти в Индию и Китай.
«В этом плане украинские действия, удары по НПЗ и нефтебазам оказываются даже эффективнее, чем западные санкции, но вместе они дают синергетический эффект: уменьшают ресурсы России и подрывают её военный потенциал», — заключил он.
В комментарии немецкого аналитика Евгения Кудряца отмечается, что Вашингтон и Брюссель активизировали санкционное давление неслучайно.
«Этот шаг связан не только с военной динамикой, но и с политическим контекстом, и в США, и в Европе растёт необходимость показать жёсткость и единство перед Россией», — пояснил эксперт.
Отвечая на вопрос о реальном воздействии санкций, он выразил осторожный оптимизм: «Да, санкции ограничивают возможности России финансировать войну, но эффект будет постепенным. Москва уже адаптировалась к части ограничений».
При этом эксперт отметил, что новые меры особенно ударят по союзникам России, прежде всего по Индии и Китаю.
«Мне известно, что индийская государственная компания уже начала проверку контрактов по поставкам российской нефти, чтобы убедиться, что сделки не связаны напрямую с “Роснефтью” и “Лукойлом”», — сказал он.
Что касается Китая, то, по словам политолога, Трампу пока не удалось оказать на Пекин давление.
«Он пытался ввести даже 500-процентные пошлины против китайских компаний, торгующих с Россией, и хотел привлечь к этому европейцев. Но Китай, как мне кажется, будет действовать дипломатично, искать компромисс. Если ситуация станет критической, он, возможно, откажется от части российских поставок», — отметил немецкий журналист.
Международный аналитик, эксперт по внешней политике США, безопасности и трансрегиональным конфликтам Юрий Голигорский, комментируя решение США и ЕС об усилении санкций против России, отметил, что нынешняя волна ограничений не случайна и имеет чёткий политический мотив. По его словам, речь идёт не о «подтексте», а о вполне открытой линии поведения Запада.
Голигорский подчеркнул, что все восемнадцать предыдущих пакетов санкций представляли собой постепенное закручивание гаек, направленное на узкие группы, приближённых к Кремлю, силовиков, пропагандистов и сотрудников пенитенциарной системы.
«Это были адресные, точечные меры, своего рода прицельные удары по конкретным кругам, связанным с российской властью», — пояснил он.
По его словам, девятнадцатый пакет санкций стал «ломовым ударом в лоб» — не по отдельным фигурам, а по целой отрасли, которая приносит до половины всех доходов в российский бюджет.
«Многие обозреватели считают, что если бы Запад начал с санкций против нефтегазового сектора, война уже давно бы закончилась», — отметил эксперт.
Он добавил, что в Европе хорошо понимают: Путин не может остановиться на нынешней линии фронта, не подвергнув риску собственную власть.
«Помните лозунги “Киев за три дня”, “Парад победы на Крещатике”? А теперь топтание под Авдеевкой выдают за грандиозную победу. И кому-то ведь придётся объяснить, почему всё пошло иначе», — иронично заметил Голигорский.
Эксперт считает, что активизация санкций связана и с внутриполитическими факторами в самих США. Он полагает, что «в Белом доме находится очень влиятельный политик, которому нужны быстрые решения сложных проблем». По его словам, этот политик стремится завершить или хотя бы заморозить конфликт до того, как Нобелевский комитет соберётся для обсуждения кандидатур на будущую премию мира.
Говоря о влиянии санкций на способность России финансировать войну, Голигорский отметил, что они, безусловно, бьют по экономике, но не в той степени, чтобы заставить Москву прекратить боевые действия.
Касаясь влияния санкций на союзников России, аналитик обратил внимание на реакцию Индии. Он сообщил, что сразу после объявления американских санкций индийские госкомпании начали пересматривать свои нефтяные контракты, чтобы убедиться, что поставки не идут напрямую от «Роснефти» и «Лукойла». Голигорский сослался на данные агентства Reuters, согласно которым под проверку попали Indian Oil Corp, Bharat Petroleum Corp, Hindustan Petroleum Corp и Mangalore Refinery and Petrochemicals.
Эксперт напомнил, что Индия традиционно стремилась закупать нефть через посредников, но теперь под ограничения попали и они, а также 117 судов так называемого теневого флота, перевозящих нефть в обход санкций. По его словам, Европейский союз также ввёл ограничения против российских дипломатов в связи с ростом шпионской активности, ограничив их передвижение в пределах Шенгенской зоны.
Что касается Китая, Голигорский отметил, что многое будет зависеть от предстоящей встречи Дональда Трампа и Си Цзиньпина в Корее.
«Трамп, безусловно, попытается убедить китайского лидера повлиять на Путина», — сказал он.
Аналитик добавил, что, несмотря на усиление санкционного давления, решающего влияния на ход войны ожидать не стоит: «Войну можно остановить, только убедив россиян в её бессмысленности и губительности для самой России».
Он также выразил сомнение в объективности информации, которую российские генералы предоставляют своему главнокомандующему. По его словам, после смерти Пригожина и чисток в Министерстве обороны военное руководство боится собственной тени.
«Если они продолжают докладывать о скором взятии Киева к ближайшему празднику, то война будет тянуться ещё долго, по крайней мере, до тех пор, пока это не надоест Дональду Трампу. А тогда он найдёт виновного, того, кто стоит между ним и Нобелевской премией мира», — заключил эксперт.


