Ай Макрон, давай, до свидания! война миров
Icma.az, ссылаясь на сайт Haqqin, передает.
Французская армия завершила вывод войск из Сенегала. Это была последняя страна в Западной Африке, где она сохраняла постоянное военное присутствие.
Франция сохраняла военный контингент в Сенегале более 65 лет, с момента обретения страной независимости в 1960 году – но все когда-нибудь кончается, в том числе и физическое присутствие Парижа в Африке, где к нему относятся с недоверием и враждебностью.
Впрочем, не факт, что именно такое отношение было главным при принятии сторонами решения о том, что 350 военнослужащих Франции должны покинуть эту страну. С сенегальской стороны уход французов был одним из предвыборных обещаний президента Бассиру Диомая Файе. В частности, после своего избрания на высший государственный пост он заявил: «Сенегал – это независимая, суверенная страна, а суверенитет плохо вяжется с фактом наличия военных баз в суверенной стране».
Французских военных из Сенегала, как, впрочем, и из других африканских стран, вывести в короткие сроки достаточно легко. Выкорчевать корни, которые пустил здесь Париж – гораздо труднее
А после избрания на пост президента он заговорил несколько по-иному: «Речь не идет об акте разрыва наших исторических связей с Парижем, а о выработке «обновленного партнерства» с историческим союзником», - цитирует его французский Le Parisien.
На первый взгляд все очевидно - с 2022 года французская армия прекратила свое постоянное присутствие в Мали, Буркина-Фасо, Нигере, Чаде, Кот-д'Ивуаре и Габоне. Причем, во всех этих странах уход Франции был обставлен куда более жестко, чем это произошло в Сенегале. Никаких тебе торжественных церемоний, никаких прощальных речей, иными словами «уматываете? Вот и уматывайте, скатертью дорога и помните – вам здесь не рады».
Уйти-то французы уходят, но оставляя глубокие корни, которые в одночасье не выкорчуешь, будь ты хоть трижды африканским франкофобом и самым горячим борцом с неоколониализмом. Взять тот же Сенегал – Париж является крупнейшим иностранным инвестором в страну, €1,7 миллиарда и вторым по объему, после Китая, торговым партнером. Более 250 французских компаний создают около 25% налоговых поступлений Сенегала.
Даже беглый просмотр роли французов в экономике Сенегала выглядит весьма впечатляюще: 80% рынка мобильной связи – у французской Orange S.A. 45% банковских активов – у BNP Paribas, Société Générale. Французская TotalEnergies ведет разработку - 70% месторождений нефти и газа, а Necotrans управляет - 80% портовой инфраструктуры.
Париж является крупнейшим иностранным инвестором в страну, €1,7 миллиарда и вторым по объему, после Китая, торговым партнером. Более 250 французских компаний создают около 25% налоговых поступлений Сенегала
А еще Сенегал так и остается в зоне франка КФА, устойчивость которого гарантирует французское казначейство. А кроме того, 50% валютных резервов Сенегала находится на хранении в Париже.
При таких цифрах, характеризующих присутствие французов в экономике Сенегала – так ли уж принципиально, сколько военнослужащих базирует здесь Париж? Кроме того, сохраняются почти в прежнем объеме и поставки французского вооружения, хотя, справедливости ради нужно отметить, что в последнее время на эту «поляну» активно пытаются зайти американцы, но пока у них получается не слишком успешно, как, впрочем, и у китайцев.
А ведь есть еще и тесные связи сенегальских элит с Парижем, которые французы создавали, взращивали и пестовали с XVII века через систему «эволюэ». И они отвечали им полной взаимностью, в частности – помогая французам жестоко подавлять восстания, которые поднимали местные туземцы.
Причем, что «старые» элиты, сторонники экс-президента Маки Салла, что «новые», пришедшие к власти после победы на выборах в 2024 Басиру Файе, не так уж и различаются между собой, пусть вторые и используют антифранцузскую риторику. Если «старые» твердят, что отношения с Францией надо углублять, то «новые» вроде, как и оппонируют им, но при этом в неприкосновенности сохраняют бизнес-партнерство с французскими промышленниками и финансистами, стараясь его расширить.
Китаю нужны годы, чтобы вытеснить многовековое французское влияние из "Черного континента"
И их антифранцузская риторика им в этом нисколько не мешает. Она – для рядовых сенегальцев, элиты же рассуждают и действуют исходя только из своих интересов. Как остроумно заметил один французский эксперт, «вся разница между «старыми» и «новыми» элитами заключается в том, что «новые» требуют за свою лояльность дороже».
По сути, Франция сохраняет системообразующую роль в экономике Сенегала через инвестиции, корпоративное присутствие и исторические связи. И не стоит по нескольким сравнительно декоративным шагам, не затрагивающим экономический базис, делать далеко идущие выводы о том, что «Франции в Африке дали под зад».
Это слишком примитивный взгляд на события. Французских военных из Сенегала, как, впрочем, и из других африканских стран, вывести в короткие сроки достаточно легко. Выкорчевать корни, которые пустил здесь Париж – гораздо труднее. И потребуются десятилетия. При том, разумеется условии, что нынешние пламенные «борцы с французским неоколониализмом» на этот срок останутся у власти. Что в Африке отнюдь не гарантировано.


